Как научиться читать электросхемы?

Как читать монтажные схемы и делать по ним монтаж

Монтажные схемы — это чертежи, показывающие реальное расположение компонентов как внутри, так и снаружи объекта, изображённого на схеме.

Такие схемы чертят для монтажа многих видов радиоаппаратуры и не только, с помощью монтажных схем например, собирают электрические шкафы.

Монтажная схема представляет собой список радиодеталей, узлов и компонентов, но они не соединяются между собой дорожками, на выводах этих элементов указывается маршрут.

Маршрут – это буквенно-цифровое обозначение на схеме, указывается на выводах элементов,  указывает на то, с каким другим элементом эта цепь должна соединяться. Все монтажные схемы читаются одинаково, но инженеры их могут рисовать по разному. В данной статье мы научимся читать монтажные схемы и делать монтаж, все примеры буду приводить с электрическими шкафами.

Монтажные схемы

При монтаже удобно работать с двумя схемами, с монтажной и принципиальной электрической.

Монтажная схема чертится после составления принципиальной, некоторые пункты при составлении монтажных схем могут упускаться, в таком случае можно обратиться к электрической схеме.

Возьмем небольшой кусочек схемы и посмотрим как ее нужно читать, как правильно указывать маршрут и т.п., к примеру имеется вот такой кусочек монтажной схемы:

Обратите внимание

На схеме изображены 2 релюшки, какого они типа и на какое напряжение обычно указывается рядом с релюшками, или пишется в электрической схеме, т.е. если в монтажной схеме не написано (или может забыли написать) рабочее напряжение какого либо элемента, открываете электрическую схему, находите там этот элемент и смотрите.

В данном случае у нас изображены 2 релюшки: KV8 и KV9, в кружочках, выше элемента указывается порядковый номер или номер элемента. А кружочки что внутри это как вы наверное уже поняли контактные площадки релюшек, если по другому, то посадочные места, контакты.

Внутри кружочков так же пишется цифра, а буквами –А- и –В- означаются контакты для питания.

Контакты которые должны соединяться с другими элементами, выносятся полосками за край корпуса и с краю пишется маршрут, в нашем случае от элемента -40- отходит один контакт с маршрутом -41В-, данный маршрут говорит о том, что контакт номер –В- элемента номер -40- должен соединяться с контактом -В- элемента элемента -41-.

 Можно сказать, что контакты –В- релюшек -40- и -41- соединяются вместе. Что касается указаний маршрута на кембриках, то на элементе -40- на контакт -В- закручивается (т.к.

у нас контакты релюшек с винтовыми клеммами) провод на который одет кембрик с надписью -41:В-, а на элементе -41- к контакту -В- одевается другой кембрик с маршрутом -40:В-.

Если выразиться попроще, то на кембриках (или кабельных маркерах) указываются обратные маршруты с соединяемыми элементами.

На некоторых элементах, например на тех же релюшках, могут быть пририсованы какие-нибудь радиоэлементы, ниже на схеме параллельно обмоткам релюшек нарисованы диоды:

Важно

Такие элементы, как правило на чертежах соединятся прямо с контактами БЕЗ указаний маршрутов – зачем писать маршрут когда и так понятно, что анод диода -VD5- соединяется с контактом –В- релюшки -К4-, а катод соединяется с контактом –А- того же элемента.

На вывода таких элементов кембрики НЕ одеваются и маршрут соответственно тоже, не пишется. Если посмотрите внимательнее, то на схеме 2 увидите так называемую перемычку, которая соединяет контакты -А- элементов -30- и -31- (релюшек -К4- и -К5-) между собой.

Такие перемычки обычно рисуют в тех случаях, когда проще провести линию между элементами, особенно если они располагаются рядом друг с другом, чем писать маршрут на схеме.

Если бы элементы располагались в разных концах монтажной схемы, то рисовать длинную линию соединяющую эти два элемента не имеет смысла, проще указать маршрут. Думаю и тут понятно, что контакт -А- элемента -30- соединяется с контактом –А- элемента -31-.

На схеме есть еще перемычка, которая соединяет контакты -11- и –А- элемента -30- между собой. В перемычках обычно не указывают маршрут, как на монтажной схеме, так и при монтаже этого участка схема, но новичкам все же советую не лениться и подписывать кембрики.

Монтаж схемы может выполняться разными проводами, например экранированным, силовым, обычным монтажным и т.п. или проводами у которых разное сечение. На монтажных схемах с краю обычно всегда пишут, какие провода нужно использовать для монтажа и какое у них сечение, пример ниже:

Ниже вы можете увидеть небольшой участок такой схемы, где указано, каким проводом делать монтаж этих цепей. Из схемы видно, что монтаж контактов 1,2,4 разъема Х13 должен выполняться проводом, с сечение которого 0.35мм2, а соединение (монтаж) контактов 9,15,16 выполняются проводом 0.75мм2 и т.д. Кстати, монтаж заземления выполняется проводом желто-зеленого цвета, так принято.

Обычно, большинство элементов на монтажных схемах легко читается и понимается, многие элементы (резисторы, конденсаторы, диоды, лампочки …) обозначаются стандартным образом.

Но часто, на монтажке рисуют элементы, посмотрев на которые не сразу понимаешь что это, в таких случаях смотрим на порядковый номер элемента и идем искать его на принципиальной электрической схеме. Вот, к примеру один из вариантов обозначения винтовых клеммников – согласитесь, сразу и не поймешь что это такое.

Ниже обозначение на монтажной схеме трехфазного трансформатора, то, что это возможно трансформатор, можно догадаться по надписям А,В,С (фазы).

Вот так  может обозначаться трехполюсный автоматический выключатель

Они кстати могут быть самыми разными, есть автоматические выключатели на 10-20 ампер, а есть на большие токи (1000А и более) с магнитным приводом, который электрическим способом переключает автомат, при срабатывании которого раздается сильный треск и грохот.
В общем то, сложности возникают только в первое время, если вы устроились на какое то предприятие, консультируйтесь с работниками или инженером, с тем, кто рисовал монтажку.

Монтаж

Монтажник обычно занимается соединением деталей в корпусе шкафа между собой проводами. Но в обязанности некоторых входит и расстановка элементов внутри шкафа. Мы же будем рассматривать только соединение элементов между собой проводами. Прежде чем приступать к монтажу, прикиньте в голове, как будете прокладывать жгуты проводов внутри шкафа.

 Старайтесь не прокладывать много жгутов, если в монтажной схеме есть элементы, которые соединяются между собой экранированным проводом, то экранированные провода нужно прокладывать отдельно, а сами экраны нужно соединять с общим проводом или землей. Силовые провода желательно крепить после выполнения основного монтажа.

 Провода для монтажа обычно выдают в катушках или бобинах, разматывать их следует аккуратно и не нужно отрезать несколько концов, для удобства их помещают в специальные подставки для удобной размотки, и еще, не выкидывайте табличку которая прилагается к проводу, на табличке указывается сечение провода и некоторые другие параметры, если потеряете – в следующий раз будет тяжело определить параметры провода. Кембрики нужны для того, чтобы указывать на них маршрут, которые затем одеваются на концы проводов. Указание маршрутов необходимо для того, чтобы самому не запутаться в проводах, отпадает необходимость каждый раз прозванивать их в случае, если вы забыли какой провод куда идет. Кроме того, таким образом облегчается поиск неисправностей и ремонт устройства.

Фото из архива, вот так выглядело мое рабочее место:

Необходимые инструменты

Прежде чем приступить к монтажу приготовьте следующие инструменты:

  1. Инструмент для снятия изоляция, предназначены для удобного снятия изоляции с провода. Обычными кусачками можно повредить жилы.
  2. Набор кембриков для используемых типов проводов, не одевайте слишком толстые и  широкие кембрики на тонкие провода. Использовать вместо кембриков (ПВХ трубочек) термоусадочные трубки не рекомендуется, потому что при сильном нагреве они могут усаживаться.

    Также, если позволяет бюджет, можно использовать кабельные маркеры.

  3. Маркер для того, чтобы писать маршрут на кембриках, желательно с тонким стержнем и перманентный.
  4. Жидкий флюс, канифоль, припой, возможно пригодится паяльная кислота или оксидал, для пайки окисленных выводов радиоэлементов, лепестков и т.п., паяльник 25-40 ватт.
  5. Самоклеющиеся площадки, для крепления жгутов на стенках шкафа.
  6. Стяжки или хомутики, для стяжки проводов. В некоторых случаях применяют специальные пластиковые пеналы, или каналы – внутри которых и прокладываются провода.

Конечно, может пригодится еще что то, но как правило этого бывает достаточно. Самое главное, приступайте к работе с хорошим и бодрым настроением чтобы не допустить ошибок – электроника шуток не любит.

Перед началом монтажа внимательно изучите схему, монтаж стоит начинать с того участка, где стоит больше всего элементов, еще стоит обратить внимание на то, куда идут провода.

 Если с какого-то одного участка идет группа проводов на другой участок, нужно начинать с этого места.

Совет

Если на двери шкафа имеются приборы и кнопки с регуляторами, то монтаж начинают с двери, от двери к корпусу шкафа делают петлю из получившегося жгута проводов, чтобы дверь нормально открывалась и закрывалась.

Монтаж может выполняться разными проводами, в монтажной схеме всегда указывают, какой провод нужно применять для данного участка схемы, делать монтаж проводом меньшего сечения чем указано в монтажной схеме не рекомендуется, т.к. провод меньшего сечения может не выдержать нужных токов и может расплавиться, оголиться.

Никогда не снимайте изоляцию с провода больше, чем это нужно, это во первых не красиво, во вторых, может случайно коротнуть, если провода располагаются рядом. Если провода крепятся, скажем на релюшки или на клеммники с помощью винтов, прикиньте, как глубоко может войти провод под винт – вот столько и снимайте изоляцию.

Вывода проводов, с которых сняли изоляцию, и которые крепятся на элементы в шкафу, всегда нужно залуживать!  Как только зачистили и залудили один конец провода, берется кембрик, пишется на нем маршрут, после чего одевается на провод, а сам провод нужно припаять или прикрутить к элементу.

На другой конец провода так же одевается кембрик с указанием обратного маршрута, затем конец провода завязывается в узел и провод можно бросить, этот конец провода нам пока не нужен.

На первом этапе монтажа на все вторые концы проводов одеваются кембрики с указанием маршрутов, концы завязывают в узел, чтобы кембрик не вылетел и провод бросают. Когда закончите крепить концы проводов на определенном участке, получится небольшая косичка из проводов.

Потом эта косичка аккуратно собирается и прокладывается по корпусу (по стенке) шкафа, провода прокладываются до того элемента, куда должны идти по монтажной схеме, т.е. с одного элемента до другого. По ходу прокладки, жгут может разветвляться и идти на другой элемент.

В конце концов должен образоваться пучок проводов с одетыми кембриками на концах. На рисунке выше показан пучок проводов около клеммников, провода отрезаются нужной длины, с них снимается изоляция, залуживаются, и крепятся на клеммники. И так со всеми проводами, которые по монтажной схеме должны идти на этот элемент.

Конечно, с монтажом простых бытовых устройств, например блоков питания или усилилелей ЗЧ все намного проще. Обычно при соединении узлов или плат между собой проводами в качестве маршрутов можно указывать шины питания, вход или выход, плюс или минус питания, указать напряжение и так далее.

Как только закончили основной монтаж, можно приступать к монтажу силовых цепей, на силовые провода так же одеваются кембрики и точно так же пишется маршрут. Чаще силовые провода используются для питающих цепей и на кембриках как правило указывается только фаза.

Обратите внимание

После того, как полностью закончили монтаж приступают к прозвонке цепей. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ВКЛЮЧАЙТЕ УСТРОЙСТВО БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ И ПРОЗВОНКИ! Для прозвонки удобно использовать мультиметр с пищалкой.

К примеру, в нижеприведенной схеме, если мы прикоснемся одним щупом мультиметра к контакту резистора -4:1-, а другим щупом к контакту лампочки с указанием маршрута -23:R12- – мультиметр должен запищать, если окажется что нет контакта, то мультиметр естественно будет молчать.

В таком случае нужно искать ошибку, возможно, вы один из концов провода прикрутили к другому элементу или вполне возможно, что просто нет механического контакта, особенно если зажимы винтовые. Поиск ошибок – процесс достаточно трудоемкий, лучше изначально все делать правильно и без ошибок, после монтажа участка цепи всегда перепроверяйте цепь.

Если после прозвонки ошибок не нашли, то можно потихоньку приступать к запуску. Сначала, как правило просто подают питание, при этом автоматы отключены и платы могут быть вынуты с устройства, таким образом еще раз проверяют правильность монтажа и нету ли нигде короткого замыкания.

После, можно проверить индикацию и пускатели путем принудительного включения, а так же другие вспомогательные элементы схемы. Конечно, разные устройства настраиваются и налаживаются по-разному, тут нельзя дать точных рекомендаций. Вообще, в мои обязанности входило только монтаж схемы, а настройку уже выполнял другой специалист.

Во время первого запуска устройства прикасаться к корпусу и элементам категорически запрещается! Прежде чем лезть в устройство всегда нужно ПОЛНОСТЬЮ отключать питание.

Читайте также:  Газовая поверхность и электрическая духовка

Источник: http://cxem.net/electric/electric95.php

Как читать электросхемы автомобилей

Все больше и больше современных автомобилей становятся настоящим сбором электронных устройств. Ведь с увеличением комфорта и улучшением характеристик двигателя, в автомобилях применяется большое количество различных приборов и аппаратов управления.

Все это усложняет обслуживание электрической части автомобиля и требует необходимости умения читать электрические схемы. В этой статье мы расскажем вам, что такое электрические схемы, для чего нужно уметь читать их, и расскажем вам об основных обозначения.

Что такое электрическая схема?

Электрическая схема представляет собой графическое (на бумаге) изображение специальных символов и пиктограмм, которые имеют параллельное или последовательное соединение.

Схема никогда не показывает действительное изображение совокупности предметов, а лишь показывает их связь между собой.

Таким образом, если знать, как правильно читать схемы, можно разобраться в принципе действия того или иного устройства или системы устройств.

Практически на всех электрических схемах располагаются следующие предметы:

  • Источник питания. Таковым является аккумуляторная батарея или генератор.
  • Проводники – провода, с помощью которых осуществляется передача электрической энергии по цепи.
  • Аппаратура управления – это устройства, предназначенные для замыкания или размыкания электрической цепи, которые могут присутствовать или отсутствовать в схеме.
  • Потребители электрической энергии – это все приборы или устройства, которые осуществляют преобразование электрического тока в другой вид энергии. Например, прикуриватель преобразует электрический ток в тепловую энергию.

Для чего нужно уметь читать электрические схемы?

Такие знания не нужны были владельцам первых автомобилей. Дело в том, что их электрооборудование было ограниченным, что позволяло легко запомнить связь элементов цепи и выучить все провода наизусть. Другое дело современные автомобили, где монтируется большое количество электротехнических устройств и приборов. Вот тут электрическая схема понадобится в обязательном порядке.

Умение читать схему может понадобиться вам при эксплуатации любого автомобиля. Это поможет вам легко найти и устранить мелкие неисправности связанные с отказом того или иного электрического прибора. Ведь диагностика неисправностей и затем последующий ремонт могут обойтись в довольно немалую сумму. Почему бы не сделать это самостоятельно?

В другом случае, знание схемы поможет вам при подключении новых электрических приборов. Многим водителям схема помогает осуществить монтаж сигнализации, автозапуска и многих других устройств, где подключение к бортовой сети автомобиля является обязательным.

Многие водители затрудняются с подключением цепи прицепа к электрической сети автомобиля. Знание элементов схемы поможет вам быстро найти неисправность и произвести ее оперативное устранение.

Видео – Как читать схему проводки автомобиля

Условные обозначения на электросхемах авто

Условные обозначения электрических схем не представляют собой ничего сложного. Чтобы понять их, необходимо иметь минимальное представление о действии электрического тока.

Как известно, ток – это упорядоченное движение заряженных частиц по проводникам электрического тока. В роли проводников выступают разноцветные провода, которые обозначаются в схеме в виде прямых линий. Цвет линий должен в обязательном порядке соответствовать цвету проводов в действительности. Именно это и помогает разобраться водителю с толстыми жгутами проводов и не запутаться.

Различные контактные соединения обозначаются при помощи специальных цифр, которые есть как на схеме, так и в местах соединения.

Важно

Как правило, такими цифрами в обязательном порядке обладают реле, имеющие множество контактных выводов. Элементы электрической цепи на схеме подписываются при помощи цифр.

Внизу схемы или в виде отдельной таблицы отображается специальная расшифровка этих чисел, которая отображает название элемента цепи.

Подытожим. Читать электрические схемы – это достаточно легкое занятие. Главное правильно взаимодействовать с условными обозначениями и уметь понимать симптомы неисправности, чтобы своевременно и правильно определить род и место неисправности на схеме.

Источник: http://VipWash.ru/elektrika-avtomobilya/kak-chitat-elektroshemy-avtomobiley

Как читать электрические схемы автомобиля? Как правильно читать принципиальные электрические схемы? :

Электросхема – это специализированное графическое изображение, на котором демонстрируются пиктограммы различных элементов, находящихся в определенном порядке в цепи, а также связанных между собой параллельно или же последовательно.

При этом стоит отметить тот факт, что любой такой чертеж не демонстрирует реальное местонахождение тех или иных элементов, а используется только для того, чтобы указать их связь друг с другом.

Таким образом, человек, который знает, как читать электрические схемы, с одного взгляда может понять принцип работы того или иного устройства.

Что они содержат?

В схеме присутствует три группы элементов:

  • источники питания, берущие на себя функцию выработки тока;
  • различные устройства, которые отвечают за дальнейшее преобразование энергии;
  • узлы, осуществляющие передачу тока (проводники).

В качестве источника могут выступать самые разнообразные гальванические элементы, характеризующиеся небольшим сопротивлением. Преобразованием энергии в данном случае занимаются различные электронные двигатели. При этом достаточно важно знать условные обозначения каждого отдельного объекта, из которых состоит данная схема, так как читать электрические схемы без этих знаний затруднительно.

Зачем они нужны?

Многие люди часто задаются вопросом о том, а зачем вообще они требуются. Однако на самом деле разбираться в них важно для каждого автомобилиста, ведь если вы знаете, как читать электрические схемы, впоследствии сможете значительно сэкономить на услугах профессиональнов.

Конечно, вам будет непросто осуществлять самостоятельный ремонт каких-либо особенно сложных неисправностей, не привлекая к этим работам квалифицированных специалистов, да и в принципе, это чревато дальнейшими осложнениями.

Но если же нужно произвести исправление какой-то незначительной неисправности или же осуществить подключение фар, ЭБУ, аккумуляторной батареи и других элементов, вы сможете сделать это даже сами, если знаете, как читать электронные схемы.

Зачем они автомобилисту?

Часто люди хотят ввести в цепь самые разнообразные электронные устройства, включая магнитолу, сигнализацию, кондиционер и множество других приборов, которые существенно упрощают процедуру вождения и делают нашу жизнь более комфортной. В этом случае также важно понять, как научиться читать схемы электрические, потому что в преимущественном большинстве случаев их обязательно прилагают практически к каждому устройству.

Особенно это актуально для владельцев машин с прицепом, потому что нередко случаются самые разные проблемы с его подключением. В таких случаях нужно будет использовать электросхему прицепа легкового автомобиля, и при этом уметь в ней разбираться, так как научиться читать схемы электрические за короткое время не получится.

Основные понятия

Чтобы понять, по какому принципу работает то или иное устройство, знающий человек может просто посмотреть на его электрическую схему. При этом достаточно важно учитывать несколько основных нюансов, которые помогут даже новичку детально прочитать подобные чертежи.

Конечно, ни одно устройство не может нормально работать без тока, поступающего через внутренние проводники. Эти пути обозначаются тонкими линиями, цвет которых выбирается в соответствии с реальным цветом проводов.

В том случае, если в электрическую схему входит достаточно большое количество элементов, трасса на ней отображается в виде разрывов и отрезков, при этом в обязательном порядке должны указываться места их подключения или соединения.

Помимо этого, номера, которые указываются на узлах, также должны полностью соответствовать реальным цифрам, так как читать электрические схемы (обозначения) в противном случае будет бессмысленно.

Числа, указанные в кружках, определяют места соединений «минуса» с проводами, в то время как обозначение токоведущих дорожек делает более простым поиск элементов, находящихся на разных схемах.

Комбинации букв и цифр полностью соответствуют разъемным соединениям, при этом существует достаточно большое количество специализированных таблиц, при помощи которых можно достаточно просто идентифицировать элементы любой электроцепи.

Такие таблицы достаточно просто найти не только в интернете, но и в разных пособиях для специалистов. В общем, разобраться в том, как правильно читать принципиальные электрические схемы, не так сложно. Главное в этом – разобраться с функциональностью различных элементов, а также уметь правильно следить за цифрами.

Полезные советы

Чтобы понять, как правильно читать автомобильные электрические схемы, нужно не только детально разбираться в условных обозначениях различных компонентов, но и при этом хорошо представлять себе то, каким образом осуществляется их формирование в блоки.

Чтобы вы могли разобраться в особенностях взаимодействия между несколькими элементами электронного устройства, стоит научиться определять, как осуществляются прохождение и преобразование сигнала. Далее мы рассмотрим, как читать электрические схемы.

Для новичков инструкция такова:

  1. Первоначально нужно ознакомиться со схемой выделения цепей питания. В преимущественном большинстве случаев места, в которые подается питающее напряжение на каскады прибора, располагаются ближе к верхней части схемы. Питание непосредственно подается на нагрузку, после чего переходит на анод электронной лампы или же непосредственно в коллекторную цепь транзистора. Вам стоит определить место объединения электрода с выводом нагрузки, так как в данном месте усиленный сигнал полностью снимается с каскада.
  2. Установите входные цепи на каждом каскаде. Вам следует выделить основной управляющий элемент, после чего детально изучить вспомогательные, которые к нему прилегают.
  3. Отыщите конденсаторы, расположенные около входа каскада, а также на его выходе. Данные элементы являются чрезвычайно важными в процессе усиления переменного напряжения. Конденсаторы не являются рассчитанными на прохождение через них постоянного тока, вследствие чего значение входного сопротивления следующего блока не будет иметь возможности вывести каскад из стабильного состояния по постоянному току.
  4. Начинайте изучать те каскады, которые используются для усиления определенного сигнала по постоянному току. Всевозможные элементы, формирующие напряжение, объединяются между собой без конденсаторов. В преимущественном большинстве случаев такие каскады работают в аналоговом режиме.
  5. Определяется точная последовательность каскадов для того, чтобы установить направление прохождение сигнала. Особенное внимание в данном случае нужно будет уделить детекторам, а также всевозможным преобразователям частоты. Также вам следует определить, какие каскады подключены параллельно, а какие – последовательно. При использовании параллельного объединения каскадов несколько сигналов будут обрабатываться абсолютно независимо друг от друга.
  6. Помимо того что вы разберетесь, как научиться читать электрические принципиальные схемы, вам следует также разобраться в приложенных к ним схемах соединения, которые принято называть монтажными. Особенности компоновки различных компонентов электронного прибора помогут вам понять, какие блоки в данной системе являются основными. Помимо всего прочего, монтажная схема позволяет проще определить центральный компонент системы, а также понять, как он взаимодействует с вспомогательными системами, так как читать автомобильные электрические схемы без этих значений затруднительно.

Как научиться?

Даже если человек досконально разбирается в различных условных обозначениях, которые используются в электронных схемах, это вовсе не говорит о том, что он сразу сможет понять, каким образом сигналы передаются между компонентами.

Именно поэтому, для того чтобы научиться не только называть конкретные компоненты на схеме, но еще и определить взаимодействие их между собой, нужно освоить определенный ряд приемов того, как читать принципиальные электрические схемы.

Типы цепей

В первую очередь вам нужно научиться отличать стандартные цепи питания от сигнальных. Следует обратить свое внимание на то, что место, в котором питание подается на каскад, практически всегда отображается в верхней части соответствующего элемента схемы.

Постоянное питающее напряжение почти во всех случаях изначально проходит через нагрузку, и только со временем передается на анод лампы или же на транзисторный коллектор.

Точка соединения определенного электрода с нижним выводом нагрузки и будет представлять собой то место, где с каскада снимается усиленный сигнал.

Входные цепи

Зачастую для тех людей, которые приблизительно понимают, как читать электрические схемы автомобиля, входные цепи каскада не требуют никаких пояснений.

При этом вам следует учесть, что дополнительные элементы, расположенные вокруг управляющего электрода активного компонента, являются гораздо более важными, чем это может показаться на первый взгляд.

Именно при помощи этих элементов формируется напряжение так называемого смещения, с помощью которого компонент будет вводиться в гораздо более оптимальный режим по постоянному току. Не следует забывать также о том, что разные активные компоненты имеют индивидуальные особенности способа подачи смещения.

Конденсаторы

Обязательно нужно обращать свое внимание на конденсаторы, находящиеся как у входа, так и у выхода каскада, который усиливает переменное напряжение. Этими конденсаторами не осуществляется проведение постоянного тока, в связи с чем ни входное сопротивление, ни входной сигнал не имеют возможности вывести каскад из режима по постоянному току.

Каскады усиления

Далее обязательно обратите свое внимание на тот факт, что определенные каскады используются для усиления по постоянному току.

В конструкции таких каскадов полностью отсутствуют специализированные формирователи напряжения, в то время как между собой они соединяются без использования конденсаторов.

Определенные экземпляры способны работать в аналоговом режиме, в то время как некоторые другие работают только в ключевом. В последнем случае обеспечивается минимально возможный нагрев активного компонента.

Последовательность

Если в системе используется одновременно несколько каскадов, вам нужно будет научиться понять, как именно сигнал проходит через них, так как правильно читать электрические схемы автомобиля без этих знаний вы не сможете.

Читайте также:  Виды клипс для крепления проводов

Нужно обязательно выработать навыки определения каскадов, которые занимаются теми или иными преобразованиями в отношении сигнала, к примеру.

При этом следует учитывать, что в одной схеме может присутствовать одновременно несколько параллельных каскадных цепочек, обрабатывающих несколько сигналов абсолютно независимо друг от друга.

https://www.youtube.com/watch?v=e9Mh3iIhKNE

Невозможно сразу обрисовать все тонкости, без знания которых можно было бы понять, как правильно читать электрические схемы без каких-либо ошибок. Именно по указанной причине многие люди, которые занимаются этим профессионально, штудируют специализированные учебники по схемотехнике.

Как начертить?

Соответственно, перед установкой какой-либо электрической схемы в обязательном порядке чертится ее изображение, но при этом стоит отметить, что далеко не всегда электросхему производители предпочитают прилагать к тем или иным устройствам.

Если вы занимаетесь сборкой электронного оборудования своими руками, можете выполнить данную схему полностью самостоятельно. При помощи современных компьютерных программ данная процедура стала предельно простой, и удобно выполняется даже новичками.

Что для этого нужно?

Чтобы провести данную процедуру, вам потребуется всего несколько доступных вещей:

  • Лист бумаги.
  • Стандартный карандаш.
  • Утилита от компании Microsoft под названием Office Visio Professional.

Инструкция

  1. Изначально нужно начертить схематичное изображение определенной конструкции устройства на бумаге.

    Выполненная таким образом схема предоставит возможность максимально правильно скомпоновать разные элементы системы и расположить их в верной последовательности, а также объединить между собой условными линиями, которые отображают порядок присоединения тех или иных электронных элементов.

  2. Для более точного числового предоставления вашей электронной схемы нужно использовать указанную выше программу Visio. После того как программное обеспечение будет полностью установлено, запустите его.
  3. Далее вам следует войти в меню «Файл» и выбрать там пункт «Создать документ».

    На представленной панели инструментов следует выбрать такие пункты, как «Привязка» и «Привязка к сетке».

  4. Детально настройте все параметры страницы. Чтобы это сделать, нужно использовать специальную команду из меню «Файл».

    В появившемся окне вам нужно будет выбрать формат изображения схемы и в зависимости от формата уже определить ориентацию составляемого чертежа. Лучше всего в данном случае будет использовать альбомное расположение.

  5. Определите единицу измерения, в которой будет чертиться электрическая схема, а также необходимый масштаб изображения.

    В конце нажмите кнопку «Ок».

  6. Перейдите в меню «Открыть», а затем – в библиотеку трафаретов. Вам следует перенести на лист чертежа необходимую форму основной надписи, рамку и еще массу других дополнительных элементов. В последние нужно будет вносить надписи, которые будут пояснять особенности вашей схемы.

  7. Для вычерчивания компонентов схемы можно использовать как уже подготовленные трафареты, находящиеся в библиотеке программы, так и какие-либо собственные заготовки.
  8. Всевозможные однотипные блоки или же компоненты схемы нужно будет изобразить посредством копирования представленных элементов, внося уже потом нужные дополнения и правки.

После того как работа над схемой будет завершена, вам следует проверить, насколько правильно она была составлена. Также постарайтесь детально откорректировать пояснительные надписи, после чего сохраняйте файл под нужным именем. Готовый чертеж можно выводить на печать.

Источник: https://www.syl.ru/article/206229/new_kak-chitat-elektricheskie-shemyi-avtomobilya-kak-pravilno-chitat-printsipialnyie-elektricheskie-shemyi

Как читать электрические схемы

С первого взгляда может показаться, что читать электрические схемы довольно сложно. Но это не совсем так. В этой статье ответим на вопрос — как читать электрические схемы автомобиля.

Для примера как всегда возьмём наш любимый Шевроле Лачетти.

Особенно сложно даётся новичкам чтение схем иностранных автомобилей, потому что сразу бросают в ступор аббревиатуры на английском языке и непонятные условные обозначения.

Как читать электрические схемы автомобиля

Но не стоит сразу пугаться и отказываться от цели разобраться в схеме. Достаточно потратить несколько минут на изучение справочной информации и потихоньку всё встанет на свои места, а электрическая схема уже не будет казаться чем-то страшным и непонятным.

Каждая схема состоит из элементов, узлов и механизмов, а соединяется это всё при помощи проводов разного цвета и сечения.

Содержание цепи электрической схемы

Вот схема для примера

Понятно, что на ней изображено? Если нет, тогда разберёмся по порядку.

Красным пунктиром обведены отдельные элементы схемы и обозначены для наглядности латинскими буквами от А до Н:

  • А — верхние горизонтальные линии : Линии электропитания: 30, 15, 15А, 15С, 58. То есть, по этим проводам осуществляется питание схемы. В зависимости, в какое положение повёрнут ключ зажигания — соответственно напряжение подаётся на тот или иной провод
    Питание от аккумуляторной батареи (В+) при замке зажигания в положении «ON» и «ST» (IGN 1)
    Питание от аккумуляторной батареи (В+) при замке зажигания в положении «ON» (IGN 2)
    Питание от аккумуляторной батареи (В+) при замке зажигания в положении «ON» и «АСС»
    Питание от аккумуляторной батареи (В+) непосредственно, независимо от положения замка зажигания
    Масса соединена с аккумуляторной батареей (-)
    Питание от аккумуляторной батареи (В+) при переключателе фар в положении 1 и 2 (цепь подсветки)
  • В — Ef20 или F2: номер предохранителя
    • Ef20 — предохранитель №20 в блоке предохранителей в моторном отсеке
    • F2 — предохранитель №2 в блоке предохранителей в салоне автомобиля
  • С — Разъем (С101~С902)
    • Разъем № С203 контакта №1
  • D — S201: контактная колодка (S101~S303), то есть, S — колодка, а 201 — это её номер
    Предохранитель в блоке предохранителей в моторном отсеке
    Предохранитель в блоке предохранителей в салоне автомобиля
    Контактная колодка (соединительный разъем)
  • Е — Реле и его внутренняя цепь. 85, 86, 87 и 30 — это номера контактов реле. Illumination relay — Реле подсветки. Весь перевод английских обозначений можно посмотреть в статье Перевод обозначений в схемах автомобилей
  • F — Переключатель и его внутренняя схема. Head lamp switch — переключатель фар.
  • G — Цвет провода
    . .
  • Н — Линия заземления GND (масса)
    • Положение соединения с массой (G101~G401)

Как видим, сложного ничего нет.

Как проверить номер контакта разъёма

Рассмотрим этот вопрос на примере контакта 4 разъёма С901

Как видно, отсчёт контактов ведётся по гнезду разъёма слева направо, а по штекеру — справа налево. Защёлка при счёте должна находиться вверху.

Вооружившись этими простейшими данными, можно без проблем прочитать схему и определить как и каким проводом соединяется тот или иной элемент с остальной цепью электрооборудования.

Главное, не спешить, а внимательно разобраться. И удача будет у Вас в кармане!

Всем Мира и ровных дорог!!!

По теме в сообществе Мой Лачетти:

Участники, которые лайкнули этот пост:

Источник: https://MoyLacetti.ru/kak-chitat-elektricheskie-sxemy/

Как “читать” схему РЗА?

Привет всем читателям моего сайта! Сегодня я хочу еще раз коснуться такой интересной темы как чтение электрических схем.

Я уже рассказывал в одном из видеороликов на своем канале в Ютубе “как читать электрические схемы” на примере токарного станка (это видео смотрите в конце статьи), тогда я отвечал на вопрос одного из читателей у которого возникла трудность в понимании электрической схемы.

Эта тема оказалась для многих очень интересной и сейчас я вам хочу рассказать как “читается” электрическая принципиальная схема релейной защиты в энергетике.

Совет

Вернее рассказывать буду не я, а Дмитрий Василевский который профессионально занимается проектированием релейной защиты и автоматики. Кстати вот ТУТ видеоканал Дмитрия на ютубе, заходите и подписывайтесь на новости, лично мне очень нравится как Дмитрий доходчиво и понятно доносит сложную информацию по релейной защите.

Итак, учимся “читать” электрическую схему (кому лень читать- смотрим видео в конце статьи).

Дмитрий Василевский. Как работать с принципиальной схемой РЗА?

Принципиальные схемы комплектов РЗА – вторые по важности и сложности во всем проекте.

Независимо от того, что вам нужно сделать – разработать принципиалку или проверь готовую, работа с ней требует определенной квалификации.

Глядя, например, на схему РЗА трансформатора 110/10 кВ поначалу не знаешь за что хвататься. Да, что там трансформатор 110кВ, иногда хватает и ввода 10 кВ, чтобы стало “темно в глазах”

Как упростить работу с принципиальной схемой без ущерба качеству?
Дальше я расскажу о приемах, которые использую сам.

Едим слона по частям Если смотреть всю схему сразу, то ничего хорошего, скорее всего, не получится – слишком много информации. Вы должны разделить схему на независимые участки и работать с каждым отдельно. Для схем РЗА с микропроцессорными терминалами таких участков можно условно выделить 10: 1. Поясняющая схема; 2.

Измерительные цепи (цепи тока и напряжения); 3. Цепи привода выключателя; 4. Цепи оперативного тока (включая питание терминала); 5. Цепи сигнализации; 6. Выходные цепи (включая цепи ТС и резервные выходы); 7. Цепи АСУ; 8. Вспомогательные цепи (обогрев, освещение, розетки и т.д.); 9.

Перечень элементов (может идти отдельно от принципиалки);

10. Таблицы или логические схемы для параметрирования (могут быть выделены в отдельную часть).

Преимущества: 1) Вы можете проверить полноту данных на схеме. Не каждый комплект РЗА содержит все 10 разделов, но если какого-то раздела нет, то спросите себя – почему его нет? Если вы можете адекватно ответить на этот вопрос, то все в порядке, а если затрудняетесь – значит есть большая вероятность ошибки.

Обратите внимание

Пример: Вопрос: почему в комплекте ТН 10 кВ нет цепей привода (п.3)? Ответ: потому, что в ячейке ТН нет выключателя. Это вполне логично. Еще пример: Вопрос: почему в комплекте РЗА ввода 10 кВ отсутствует информация для параметрирования терминала РЗА (п.10)? Ответ:… ответа нет.

Значит это ошибка, особенно если терминал с гибкой логикой.

Ну и так далее. Так как мозг работает гораздо быстрее, чем вы читаете эти примеры, то на самом деле это не так нудно

2) Вы получаете понятную систему проверки схемы Вместо интуитивных ощущений вы фактически имеете Чек-лист, в котором нужно пройти все пункты и везде поставить галочки. Этот Чек-лист вы можете сохранить и передать другим людям. Например, исполнителю перед разработкой схем, чтобы уменьшить количество ошибок.

Системные знания гораздо ценнее, чем интуитивные.

“Не все цепи одинаково полезны”
В предыдущем разделе приведены 10 участков принципиальной схемы. Пока это просто список задач. Нужно расставить приоритеты их выполнения!

Вы должны понимать – цепей много, но есть несколько критических, которые определяют 80% работоспособности схемы. Их не так много – около 20% от общего числа. Если вам кажется это соотношение знакомым, то вам не кажется.

Это Принцип Парето – 20% усилий дают 80% результата. Его влияние можно увидеть повсюду – не только в релейной защите. Сами проценты не важны и могут меняться в больших пределах. Например, не 20/80, а 10/90.

Важно то, что мы не можем уделять одинаковые усилия и время всем участкам схемы. Результат будет плохой.

Особенно если времени мало! А при проектировании обычно так бывает всегда

Какие самые критические участки принципиальной схемы? Я считаю, что следующие (для РЗА конкретного присоединения): – Измерительные цепи (100% критически важны); – Цепи привода выключателя (100% критически важны); – Цепи оперативного тока (примерно 40% этих цепей критически важны – остальные вспомогательные) – Выходные цепи (примерно 40% этих цепей критически важны – остальные вспомогательные); – Таблицы или логические схемы для параметрирования (для МП РЗА примерно 30% функций являются критическими – остальные вспомогательные). Если вы не знаете за что браться – беритесь за эти цепи и делайте их качественно. Это позволит избежать серьезных ошибок в проекте и, в будущем, больших аварий на объекте.

Это совет прежде всего начинающим проектировщикам. Сам таким был и “косячил” ужасно потому, что хватался за все подряд и обычно не за то, что нужно

Преимущества:

Эффективная работа в условиях дефицита времени и большого объема информации

P.S. Этот принцип не означает, что остальные цепи делать не нужно. Нужно конечно, но в последнюю очередь, после того как завершены все работы по критическим.

Важно

Находи ошибки до того, как увидишь схему
Мой бывший начальник как-то сказал, что “профессионализм – это умение предвидеть ошибки”. Хоть я тогда и не занимался релейной защитой, но слова его запомнил и применяю этот принцип и в своей нынешней работе.

Речь о том, что в каждом разделе схемы есть ошибки, которые допускаются чаще всего. Если ты знаешь эти “типовые ошибки”, то работа со схемой становится быстрой и простой.

Например, для токовых цепей комплекта РЗА самая частая ошибка – это нарушение полярности при подключении ТТ к терминалу. Ошибка эта настолько частая и массовая, что я даже решил снять видео о создании токовых цепей. Если будет интересно, вы можете найти первый ролик по ссылкеhttp://www.youtube.com/watch?v=9Cqyxg1bSy4
Остальные видео на том же канале.

Для цепей привода – это контакт взвода пружины (готовность к включению). Где-то он замкнут, где-то разомкнут. Тут стоит смотреть схему совместно с алгоритмами терминала.

Для цепей оперативного тока – это обычно ключи управления и выбора режима управления (МУ/ДУ). Тема вроде простая, но вариантов исполнения масса. Причем у разных эксплуатирующих организаций иногда мнения прямо противоположные. Также “веселой” темой являются цепи дуговой защиты, особенно на объектах с генерацией. Их я смотрю одними из первых.

Ну и так далее. Думаю, смысл понятен.

Особенно эффективно использовать этот прием со вторым, т.е. искать “типовые ошибки” в критических цепях!

Это также очень полезно при оценке уровня проекта или проектировщика – быстро ищешь грубые ошибки. Если они есть – остальное можно не смотреть. Уже все понятно.

Третий метод, наверное, самый сложный из всех потому, что он подразумевает определенный уровень знаний и опыта. В институте, к сожалению, такому не учат. Первые же два можно начинать применять сразу же, без дополнительной подготовки.

Пример чтения схемы токарного станка:

Дмитрий Василевский: Как работать с принципиальной схемой РЗА.

Буду рад вашим комментариям, если есть какие то технические вопросы- то прошу задавать их на форуме, именно там я отвечаю на вопросы- ФОРУМ.

Подписывайтесь на мой канал на Ютубе

Свежее видео с канала “Советы электрика”:

Смотрите еще много видео по электрике для дома!

Узнайте первыми о новостях сайта!

Просто заполни форму:

Источник: http://ceshka.ru/rele/kak-chitat-shemu-rza

Как научиться читать и составлять электрические схемы

Электронные принципные схемы

Главным предназначением принципных электронных схем является отражение с достаточной полнотой и наглядностью обоюдной связи отдельных устройств, средств автоматизации и вспомогательной аппаратуры, входящих в состав многофункциональных узлов систем автоматизации, с учетом последовательности их работы и принципа деяния. Принципные электронные схемы служат для исследования принципа деяния системы автоматизации, они нужны при производстве пуско-наладочных работ и в эксплуатации электрического оборудования.

Принципные электронные схемы являются основанием для разработки других документов проекта: монтажных схем и таблиц щитов и пультов, схем соединения наружных проводок, схем подключения и др.

Совет

При разработке систем автоматизации технологических процессов обычно делают принципные электронные схемы самостоятельных частей, установок либо участков автоматизируемой системы, к примеру схему управления задвижкой, схему автоматического и дистанционного управления насосом, схему сигнализации уровня в резервуаре и т. п.

Принципные электронные схемы составляют на основании схем автоматизации, исходя из данных алгоритмов функционирования отдельных узлов контроля, сигнализации, автоматического регулирования и управления и общих технических требований, предъявляемых к автоматизируемому объекту.

На принципных электронных схемах в условном виде изображают приборы, аппараты, полосы связи меж отдельными элементами, блоками и модулями этих устройств.

В общем случае принципные схемы содержат:

1) условные изображения принципа деяния того либо другого многофункционального узла системы автоматизации;

2) поясняющие надписи;

3) части отдельных частей (устройств, электронных аппаратов) данной схемы, применяемые в других схемах, также элементы устройств из других схем;

4) диаграммы переключений контактов многопозиционных устройств;

5) список применяемых в данной схеме устройств, аппаратуры;

6) список чертежей, относящихся к данной схеме, общие пояснения и примечания. Для чтения принципных схем следует знать метод функционирования схемы, осознавать принцип деяния устройств, аппаратов, на базе которых построена принципная схема.

Принципные схемы систем контроля и управления по предназначению могут разделяться на схемы управления, технологического контроля и сигнализации, автоматического регулирования и питания. Принципные схемы по видам могут быть электронными, пневматическими, гидравлическими и комбинированными. В текущее время более обширное применение находят электронные и пневматические схемы.

Как прочесть электронную принципную схему

Принципная электронная схема — 1-ый рабочий документ, на основании которого:

1) делают чертежи для производства изделий (общие виды и монтажные схемы и таблицы щитов, пультов, стативов и т. п.) и соединений их с устройствами, исполнительными механизмами и меж собой;

2) инспектируют корректность выполненных соединений;

3) задают уставки аппаратам защиты, средствам контроля и регулирования процесса;

4) настраивают путные и конечные выключатели;

5) анализируют схему как в процессе проектирования, так и при наладке и эксплуатации при отклонении от данного режима работы установки, ранеем выходе из строя какого-нибудь элемента и т. п.

Обратите внимание

Таким макаром, зависимо от выполняемой работы чтение принципной схемы преследует различные цели.

Не считая того, если чтение монтажных схем сводится к тому, чтоб найти, что, где и как необходимо установить, проложить и соединить, то чтение принципной схемы еще труднее. В почти всех случаях оно просит глубочайших познаний, владения методикой чтения и умения рассматривать приобретенные сведения.

И, в конце концов, ошибка, допущенная в принципной схеме, безизбежно будет повторяться во всех следующих документах.

В конечном итоге вновь придется ворачиваться к чтению принципной схемы, чтоб выявить, какая в ней допущена ошибка либо что в определенном случае не соответствует правильной принципной схеме (к примеру, многоконтактное программное реле присоединено верно, но установленная при настройке продолжительность либо очередность переключения контактов не соответствует заданию).

Перечисленные задачки достаточно сложны, и рассмотрение многих из их выходит за рамки данной статьи. Все же полезно объяснить, в чем состоит их существо и перечислить главные технические приемы решения.

1. Чтение принципной схемы всегда начинают с общего ознакомления с нею и списком частей, находят на схеме любой из их, читают все примечания и пояснения.

2. Определяют систему электропитания электродвигателей, обмоток магнитных пускателей, реле, электромагнитов, комплектных устройств, регуляторов и т. п.

Для этого находят на схеме все источники питания, выявляют по каждому из их род тока, номинальное напряжение, фазировку в цепях переменного тока и полярность в цепях неизменного тока и сопоставляют приобретенные данные с номинальными данными применяемой аппаратуры.

Выявляют по схеме общие коммутационные аппараты, также аппараты защиты: автоматы, предохранители, реле наибольшего тока и малого напряжения и т. п. Определяют по надписям на схеме, таблицам либо примечаниям уставки аппаратов и, в конце концов, оценивают зону защиты каждого из их.

Важно

Ознакомление с системой электропитания может пригодиться для: выявления обстоятельств нарушения питания; определения очередности, в какой следует на схему подавать питание (это не всегда индифферентно); проверки корректности фазировки и полярности (некорректная фазировка может, к примеру, в схемах резервирования привести к недлинному замыканию, изменению направления вращения электродвигателей, пробою конденсаторов, нарушению разделения цепей при помощи диодов, отказу поляризованных реле и т. п.); оценки последствий перегорания каждого предохранителя.

3. Изучают различные цепи каждого электроприемника: электродвигателя, обмотки магнитного пускателя, реле, прибора и т. п.

Но электроприемников в схеме много и далековато не индифферентно, с какого из их начинать чтение схемы — это определяется поставленной задачей.

Если необходимо найти по схеме условия ее работы (либо проверить, соответствуют ли они данным), то начинают с основного электроприемника, к примеру с электродвигателя задвижки. Следующие электроприемники выявятся сами собой.

К примеру, для запуска электродвигателя необходимо включить магнитный пускатель. Как следует, последующим электроприемником должна быть обмотка магнитного пускателя.

Если в ее цепь заходит контакт промежного реле, нужно рассматривать цепь его обмотки и т. п. Но может быть и другая задачка: некий элемент схемы отказал, к примеру не пылает определенная сигнальная лампа.

Тогда первым электроприемником будет конкретно она.

Очень принципиально выделить, что если не придерживаться при чтении схемы определенной целенаправленности, то можно затратить много времени, ничего не решив.

Итак, изучая избранный электроприемник, нужно проследить все вероятные его цепи от полюса к полюсу (от фазы к фазе, от фазы к нулю зависимо от системы питания). При всем этом нужно, во-1-х, выявить все контакты, диоды, резисторы и т. п., входящие в цепь.

Особо подчеркнем, что нельзя рассматривать несколько цепей сходу.

Совет

Необходимо поначалу изучить, к примеру, цепь включения обмотки магнитного пускателя «Вперед» при местном управлении, установив, в каком положении должны быть элементы, входящие в эту цепь (тумблер режимов в положении «Местное управление», магнитный пускатель «Назад» отключен), что необходимо сделать, чтоб включить обмотку магнитного пускателя (надавить выключатель кнопочный «Вперед»), и т. п. Потом следует на уровне мыслей отключить магнитный пускатель. Рассмотрев цепь местного управления, на уровне мыслей переводят тумблер режимов в положение «Автоматическое управление» и изучают последующую цепь.

Ознакомление с каждой цепью электронной схемы имеет целью:

а) найти условия деяния, которым удовлетворяет схема;

б) выявить ошибки; к примеру, в цепи могут быть соединенные поочередно контакты, которые никогда сразу не должны быть замкнуты;

в) найти вероятные предпосылки отказа. В неисправную цепь, к примеру, входят контакты 3-х аппаратов. Рассматривая любой из их, просто найти неисправный. Такие задачки появляются при наладке и устранении проблем в процессе использования;

г) установить элементы, в каких могут быть нарушены временные зависимости или в итоге неверной регулировки, или из-за неверной оценки проектировщиком реальных критерий эксплуатации.

Обычными недочетами являются очень недлинные импульсы (управляемый механизм не успевает окончить начатый цикл), очень длинноватые импульсы (управляемый механизм, за вершив цикл, начинает его повторять), нарушение нужной очередности переключения (к примеру, вентили и насос врубаются не в той очередности, как следует, либо меж операциями не соблюдаются достаточные интервалы);

д) выявить аппараты, которым могут быть заданы некорректные уставки; обычный пример — некорректная уставка токового реле в схеме управления задвижкой;

е) выявить аппараты, коммутационная способность которых недостаточна для коммутируемых цепей, либо номинальное напряжение ниже нужного, либо рабочие токи цепей больше номинальных токов аппарата и т. п.

Обычные примеры: контакты электроконтактного указателя температуры конкретно введены в цепь магнитного пускателя, что совсем неприемлимо; в цепи напряжения 220 В использован диодик на оборотное напряжение 250 В, что не довольно, потому что он возможно окажется под напряжением 310 В (К2-220 В); номинальный ток диодика 0,3 А, но он включен в цепь, через которую проходит ток 0,4 А, что вызовет недопустимый перегрев; сигнальная коммутаторная лампа 24 В, 0,1 А включена на напряжение 220 В через дополнительный резистор типа ПЭ-10 сопротивлением 220 Ом. Лампа будет светить нормально, но резистор сгорит, потому что выделяемая в нем мощность приблизительно в два раза выше номинальной;

Обратите внимание

ж) выявить аппараты, подверженные действию коммутационных перенапряжений, и оценить меры защиты от их (к примеру, гасящие контуры);

з) выявить приборы, на работу которых могут оказывать недопустимое воздействие смежные цепи, и оценить средства защиты от воздействий;

и) выявить вероятные неверные цепи как в обычных режимах, так и во время переходных процессов, к примеру перезаряд конденсаторов, поступление в чувствительный электроприемник энергии, освободившейся при выключении индуктивности, и т. п.

Неверные цепи время от времени образуются не только лишь при неожиданном соединении, да и при незамыкании, контакта, перегорании 1-го предохранителя, в то время как другие остались исправными.

К примеру, промежуточное реле датчика технологического контроля включено через одну цепь питания, а его размыкающий контакт — через другую. При перегорании предохранителя промежуточное реле отпустит, что будет воспринято схемой как нарушение режима.

В этом случае нельзя поделить цепи питания или необходимо по другому составлять схему и т. п.

Неверные цепи могут образоваться при несоблюдении очередности подачи питающих напряжений, что гласит о низком качестве проектирования. В верно составленных схемах очередность подачи питающих напряжений, также восстановление их после нарушений не должны приводить к любым оперативным переключениям;

к) оценить последствия нарушения изоляции попеременно в каждой точке схемы.

К примеру, если кнопки присоединены к нулевому рабочему проводнику, а обмотка пускателя — к фазному (нужно включать напротив), то при подключении кнопочного выключателя «Стоп» к проводнику заземления пускатель нереально будет отключить. Если замкнется на землю провод после кнопочного выключателя «Пуск», произойдет самовключение пускателя;

Важно

л) оценить предназначение каждого контакта, диодика, резистора, конденсатора, зачем исходят из догадки, что рассматриваемый элемент либо контакт отсутствует, и оценивают, к каким это приведет последствиям.

4. Устанавливают поведение схемы при частичном выключении питания, также при его восстановлении. Этот важный вопрос, к огорчению, нередко недооценивают, потому одной из главных задач чтения схемы является проверка: сумеет ли устройство придти из хоть какого промежного состояния в рабочее и не произойдут ли при всем этом неожиданные оперативные переключения.

Вот поэтому эталон предписывает изображать схемы в предположении, что питание отключено, а аппараты и их части (к примеру, якоря реле) не подвержены принудительным воздействиям. С этого начального положения и необходимо рассматривать схемы.

Огромную помощь при анализе схем оказывают временные диаграммы взаимодействия, отражающие динамику работы схемы, а не только лишь какое-то установившееся ее состояние.

Источник: http://elektrica.info/kak-nauchit-sya-chitat-i-sostavlyat-e-lektricheskie-shemy/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector