Нужно ли защищать катушку контактора?

Автоматика: Контакторы ABB серий ESB и EN, ESB..N и EN..N

Недавно мне в руки абсолютно случайно попал в руки дохлый контактор ABB ESB 24-22 (ток до 24х ампер на контакт, 2 замыкающих, 2 размыкающих контакта), а так как я с этими контакторами работаю, и это мои любимые контакторы для бытовых щитков, то я конечно же решил возомнить себя патологоанатомом и препарировать это чудное изделие. Ну а заодно и рассказать всем, кто ещё не знает, о том, что же такое контактор и зачем его применяют. Тем более, что в записи про реле (Автоматика: Реле (Промежуточные ABB CR-P; Самоблокировка реле)) я обещал это сделать.

Немного переработал пост в 2018 году. Добавил разделы по контакторам, добавил фоток дополнительных контактов.

Что такое контакторы и нафига они нужны?

На самом деле всё просто: Контактор — это мощное реле. С мощными контактами, от которых и пошло его название. Ну а если уж говорить про названия, то называть это устройство можно разными способами: это силовое реле, мощное реле, контактор или пускатель. Последнее слово пошло с тех пор, когда этими устройствами включали мощные двигатели — пускали их в работу.

Ну и, чтобы быть совсем справедливым, часто пускателем называют готовую коробку с кнопками «Пуск», «Стоп», контактором и термореле защиты двигателя внутри, предназначенную для пуска этого самого двигателя. Сейчас эти понятия смешались, и я много раз слышал от разных людей оба варианта названия: контактор и пускатель.

Ко мне привязалось название «контактор», и я с тех пор их так и называю.

Для чего он предназначен? А всё просто — коммутировать что-то мощное. Например двигатели, освещение, обогреватели и другие силовые цепи.

Обратите внимание

Контакты у контакторов как раз предназначены для того, чтобы работать на больших токах, на таких, на которых обычные реле не справятся.

Если обычные реле имеют диапазон рабочих токов примерно в 1-15-30 ампер, то контакторы легко могут оперировать с токами, измеряемыми дестяками, а то и сотнями ампер. Ну например контакторы можно легко найти на токи в 150, 250 ампер.

Кроме этого контактор ничем не отличается от обычного реле. У него также есть входы питания его обмотки (катушки). Если подать на них номинальное напряжение — то его контакты изменят своё состояние. Вот и вся система! Ну, позволю себе ещё отметить и то, что чаще всего контакторы имеют по 4 контакта на замыкание, так как чаще всего ими действительно управляют трёхфазными нагрузками.

А так как для отключения питания трёхфазной нагрузки достаточно минимум разорвать все три фазы питания, то чертвёртый «халявный» контакт на замыкание можно легко использовать для самоблокировки контактора. Ну а на самом деле контакторы распространённых серий имеют кучу примочек.

Это и дополнительные контакты, которые навешиваются на контактор во всех сторон, это и блокировка и ещё куча всего разного.

Контакторы ABB серии ESB

Ну а теперь познакомимся поближе с серий контакторов ABB ESB. Эта серия самая распространённая и примечательна она тем, что она разработана специально для «домашней» автоматики.

То-есть, она запихивается не в промышленные шкафы от пола до потолка, а в обычные щитки на обычную DIN-рейку, имея такие же габариты как обычные автоматы. А следовательно — её можно совершенно смело пихать в любой щиток, чем я обычно и занимаюсь.

Дополнительно в каталоге было написано о том, что данная серия имеет внутри выпрямитель, который питает катушку постоянным током, из-за чего она не будет гудеть. Ну, то-есть, данный контактор позиционируется как тихий, для квартир.

Важно

Правда, если полистать каталог ещё («Не читайте за обедом советских газет» ©), то можно увидеть что данная фишка с питанием постоянным током используется почти во всех контакторах от ABB. А некоторые у них внутри содержат даже импульсный блок питания, за счёт которого расширяется диапазон питающих напряжений этого контактора.

Обозначаются эти контакторы очень просто: ABB ESB-хх-yz. ESB — это серия. XX — это ток каждого контакта в амперах. Бывает 20, 24, 40 и 63А. Y — количество контактов на замыкание, Z — количество контактов на размыкание. То-есть наш ESB 24-22 значит ток в 24А, и по два контакта на замыкание и на размыкание.

А ESB 40-40 будет означать 4 контакта на замыкание с током по 40А каждый. Контакторы с током в 20А занимают всего 1 DIN-модуль, с током в 24А — два модуля, а с током в 40 и 63А — всего три модуля на DIN-рейке.

Ну и надо отметить, что катушка на постоянном токе имеется только с двухмодульных контакторов (от 24х ампер), потому что в одномодульном исполнении её пихать некуда.

Ну а теперь — препарация. Заглянем вовнутрь. Снимем верхнюю крышку. Под ней действительно находится диодный мостик, монтаж которого выполнен навесным способом и варистор для ограничения бросков напряжения на входе контактора (защита катушки).

Также видно штырёк, конец которого окрашен красным — это флажок, который механически показывает срабатывание контактора.

Вживую этот флажок обычно еле-еле видно, и продвинутые товарищи, возможно, скажут что круче было бы поставить светодиод, но я раскусил фишку ABBшников: этот флажок показывает именно то, что механически якорь притянут к сердечнику катушки, а не то что на ней есть напряжение! А вот это как раз удобно для отладки или диагностики. И именно с этим я на этом образце-контакторе и столкнулся: при подаче питания он вроде бы пытался сработать, но не срабатывал — флажок так и не показывался, а контакты по тестеру своего положения не изменяли.

Посмотрим на контактную систему данных контакторов.

Тут меня постигло некое удивление, но возможно оно идёт от моего незнания этой серии. На больших и злобных контакторах обычно вокруг контактов существует камера дугогашения, как в автоматах, призванная погасить дугу, которая возникает при размыкании контактов под номинальным током нагрузки.

Так как эта серия — достаточно простенькая (но вместе с тем отлично выполняющая свои задачи), да и контактор у меня на образце всего на 24А, то оставим этот факт под вопросом. А вот размыкающие контакты у него хорошо поджаренные, но история умалчивает о том, что и где им размыкали.

UPDATE @14/04/2016. Пожалуй, у меня есть догадка. Некоторые придурки и вредители пытаются делать АВР на контакторах, в которых есть два контакта на замыкание и два на размыкание. Дескать если пойдёт питание на второй ввод, то контактор сработает, отключит первый ввод и подключит второй. ЭТО ОШИБКА И ЭТО ОПАСНО!

Во-первых, любая система автоматики обязана проектироваться таким образом чтобы, если питания нет вообще, все-все линии находились в отключенном состоянии. А тут контактор нормально замкнутыми контактами будет постоянно держать подключенным ввод.

Совет

Во-вторых — и это самое западло — производитель не даёт гарантии того, что сначала нормально замкнутые контакты разомкнутся и только потом замкнутся нормально разомкнутые. На это вообще нет гарантии, и внутри контактора контакты могут переключаться одновременно.

Поэтому такие «АВР», мать их за ногу, могут легко устраивать замыкание между вводами в момент переключения. И скорее всего этот контактор — жертва такого решения.

Однако, справедливости ради стоит сказать, что «для тупых» на контакторе написана его максимально допустимая мощность в зависимости от категории нагрузки (AC-1, AC-3).

На этом написано: «AC-1 24A ~400V», что означает то, что именно этим контактором коммутировать можно только активную нагрузку — обогреватели, освещение и тому подобные вещи.

На контакторе ESB 40-40 надписи будут уже другие: 40А для AC-1 и 30А для AC-3.

В своих щитках я использую их как дополнение к реле напряжения или реле приоритета, чтобы усилить их слабые по току контакты так, чтобы те могли совершенно спокойно обесточить всю квартиру под полной нагрузкой.

Контакторы мне нравятся, а стаж испытания их у меня с 2008 года: как я себе поставил ESB 40-40, так он с тех пор и работает. За это время он не перегревался и гудеть не стал, так что можно сказать про испытание временем он прошёл успешно. Добавление от 20.

05.2016. И до сих пор работает без ошибок!

Контакторы серии EN. Дополнение (2016)

Ну а ещё стоит упомянуть про серию контакторов EN. Это такие же контакторы, как и ESB, только с дополнительным рычажком управления прямо на контакторе. Контакторы серии EN выпускают только до 40 А номинала (EN 20, EN 24, EN 40). Эти контакторы практически всегда заказные, поэтому не ждите, что вам так сразу повезёт и вы их купите быстро.

Рычажок на контакторе сделан для того, чтобы вручную включить контактор, отключить его или оставить работать по команде с катушки. Где это надо? А везде, где для той же отладки или при отказе автоматики понадобится подать питание вручную.

Например я использовал такое решение в большом щите для коттеджа на серии TwinLine, где такие контакторы включали полное питание щита.

Обратите внимание

Если автоматика вдруг отказала бы (или надо было бы заблокировать какое-то из питаний) — то ручное управление и пригодилось бы.

Рычажок на контакторе работает таким образом:

  • В положении «Auto» (среднее) контактор работает так же, как и обычный серии ESB — по катушке управления.
  • В положении «Stop» (верхнее) контактор всегда выключен и даже подача питания с катушки не сможет его включить.
  • В положении «Man» (нижнее) контактор будет принудительно включен до тех пор, пока на катушку не подадут питание. После того, как питание на катушку подадут — рычажок сам собой переключится в среднее («Auto») положение.

Собственно, вот это и надо знать про серию EN. В остальном всё так же, как и у ESB.

Дополнительные контакты EH для контакторов ESB/EN

Когда я писал пост, то совсем забыл рассказать про такую штуку как дополнительные контакты для этих контакторов. Ну, правильно! Пост ведь писался в 2011 году, когда я использовал контакторы только для того, чтобы включить-выключить полное питание щита, отключить какие-то нагрузки по неприоритету или как умощняющий контактор к реле напряжения.

Во! По неприоритету… отлично! А ведь у нас есть разные лампочки на DIN-рейки. В том числе и красно-зелёная E219-2CD, которой очень удобно было бы показать состояние неприоритета: красная — выключен по перегрузке, зелёная — работает. А ничего не горит — вообще обесточено.

Как такое сделать? Простой вариант — подцепить лампочку на переключающий контакт ограничителей мощности. На нормально замкнутый — красную часть, на нормально разомкнутый — зелёную. Но так делать не совсем грамотно: это ж показывается не реальное положение контактора, а только лишь сигнал управления, который на контактор приходит.

Если у нас будет контактор с ручным управлением серии EN — то пользователь щита завсегда может отключить его вручную… а зелёная лампочка так и останется гореть! Не порядок! Нужна какая-то фигня, которая бы переключалась вместе с основными полюсами контактора!

Вот эта фигня и называется «Дополнительный контакт». Он подходит для контакторов ESB/EN 24, 40, 63 и их есть два вида:

  • GHE3401321R0002 ABB EH-04-11 Контакт дополнительный для ESB/EN (1 x Н.О, 1 x Н.З, монтаж слева)
  • GHE3401321R0001 ABB EH-04-20 Контакт дополнительный для ESB (2 x Н.О, монтаж слева)
Читайте также:  Пошаговая инструкция по подключению стиральной машины

Продаются они обычно поштучно, но популярные чаще всего EH-04-11. Сейчас я на эти допконтакты плотно подсел и использую их так же, как и допконтакты для автоматов/рубильников: переключить лампочки, отдать сигнал ПЛК о состоянии контактора или разорвать какие-нибудь управляющие цепи.

Например, питание кнопок Logo для света: цепляем питание всех кнопок через допконтакт (если щит трёхфазный). Контактор отключает лишнее питание щита (пока в квартире никто не живёт) и заодно разрывает цепь питания кнопок, которые не нужны (все, кроме кнопок у входа). Ещё этот же контакт можно использовать для того, чтобы давать сигнал системе защиты от протечек закрыть или открыть воду.

Эта инфа добавлена по запросу народа из комментов, потому что оказалось, что не все способны бессердечно всандалить в нежный и дорогой контактор отвёртку, чтобы выломать отверстие для допконтакта. Вот щас я и покажу, как это всё выглядит и как эти контакты ставятся на контактор. Фотографии надёрганы с разных моментов сборок щита, поэтому просьба не пугаться.

Сами контакты поставляются в пакетике. В нём лежит инструкция и снизу скотчем примотано четыре металлические скобочки. Не забудьте их отлепить — они будут нужны, чтобы зафиксировать допконтакт! Обычно этот скотч хрен отклеишь и он очень противный, и я терпеть его не могу! Фу!

В итоге у нас получится вот такая штука, как на фото снизу: два контактора, два допконтакта и скобочки.

С левой стороны контакторов есть намётка на выламывание отверстия. Старые партии контакторов имели жёсткий пластик, и отверстие хорошо выламывалось (надо было подсунуть отвёртку и резко нажать ею). Новые корпуса контакторов более пластичны, поэтому я слега поддеваю место для отверстия отвёрткой, потом прорезаю его ножиком и потом ломаю.

ОЧЕНЬ важно выломать отверстие так, чтобы внутрь контактора ничего не попало! Ножиком удобно прорезать две вертикальные полоски, потом ломать отвёрткой, а потом дорезать, отгибая на себя!

Важно

Вот теперь мы готовы к тому, что поставить допконтакт на место. Готовим контакт и скобки:

Теперь отгибаем носик у допконтакта (он должен легко болтаться) и смело вставляем его в это отверстие. Прям пестик и тычинка, блин! =)

После этого закрепляем всё металлическими скобками. Они ставятся в специальные пазы сверху и снизу контактора. Их надо защёлкнуть, и удобнее всего делать это плоской отвёрткой.

Всё готово! Теперь наша конструкция целая и неделимая! Можно пользоваться!

У этих допконтактов есть ещё одна особенность, которую надо учитывать: клеммы для проводов у них расположены поверх друг друга.

Если не вставил сразу провод в нижние клеммы, то провод с верхних клемм закроет винты нижних.

В нижние клеммы можно запихать провода до 1,5 квадрата (в НШВИ(2)), а в верхние — только одинарный провод до 1,5 квадрата без юбочки наконечника НШВИ — её надо будет откусить.

А вот и пример того, как у меня два контактора применяются в одном из щитов. Один контактор отключает полное питанпие трёхфазного щита (когда все уехали из квартиры в отпуск), а второй отвечает за неприоритетные нагрузки. Катушки обоих контакторов, так же как и часть неотключаемых линий, питаются от переключателя фаз, чтобы всё работало, если есть хоть одна (любая) фаза сети.

Встаёт одна интересная задача: питание от переключателя фаз (ПЭФа) у нас неотключаемое. Автоматика неприоритета тоже, потому что это ОМ-310, который будет отдавать ещё и параметры сети на сервер для статистики. Что ж выходит? Лишнее питание выключим первым контактором, а второй будет всё время работать, потому что автоматика его управления неотключаемая из-за ПЭФа?

Совет

Неее! Так дело не пойдёт! И вот я поставил допконтакт к первому (левому на фотке) контактору, чтобы он отключал питание автоматики неприоритета, когда полное питание щита вырубается. А второй контактор и его допконтакт переключают красно-зелёную лампочку.

Теперь получается логично: если отключить полное питание щита — то вместе с ним выключается питание автоматики неприоритета. И второй контактор полностью обесточивается, а красно-зелёная лампа гаснет, показывая что неприоритет не работает ВООБЩЕ.

Если полное питание щита включено — то автоматика неприоритета тоже запитана. И тогда красно-зелёная лампа показывает, светясь, что автоматика неприоритета включена и нагрузки или подключениы (зелёный цвет) или выключены по перегрузке (красный цвет).

Ну, и как вы можете заметить, теперь я везде, где есть возможность, пихаю контакторы типа EN, чтобы человек был всегда главнее автоматики и мог или принудительно всё выключить или наоборот — включить.

Новые контакторы ESB..N, EN..N (2018)

Ура! Есть ещё одна интересная новость! С 2018 года запущена обновлённая линейка контакторов ESB/EN. Теперь она зовётся с буквой «..N» на конце и имеет вот какие фишки:

  • Нормальное обозначение, в котором закодирована вся инфа про контактор. Например, «EN40-40N-06», где 06 — рабочее напряжение.
  • Все контакторы без исключения (даже одномодульные) теперь работают внутри на постоянном токе. Так что о гудении ESB20-20 можно забыть нахрен. Ура!
  • Для больших контакторов (40, 63) теперь не обязательно ставить проставку между ними для их охлаждения (я в щитах с IPM всё равно ставлю чтобы перебдевать)
  • Номиналы токов контакторов подкручены под реальную жизнь. Теперь есть контакторы с номиналами: 16, 20, 25, 40, 63 и даже 100А (но стоит она дохрена). Раньше был ESB24, который было некуда девать: до 25А он не дотягивал и надо было на 40А ставить.
  • Индикаторный флажок сделан наконец-то нормально видимым! Теперь можно чётко различать, в каком состоянии контактор находится. Ура!
  • Дополнительные контакты теперь прищёлкиваются к контактору без геморроя («выломайте, оторвите скобочки от скотча и прижмите ими контакт»).
  • Контакторы теперь имеют индивидуальную упаковку. Не приедут они больше в виде полуоткрытой коробки, из которой в процессе перевозки могут высыпаться. Каждый контактор и дополнительный контакт теперь запакован в свою картонку.

Вся инфа лежит в новом каталоге вот тута (и в Путеводителе): ABB_ESB_N-TechInfo.pdf (5.5 Мб). А вот так вот это всё выглядит вживую:

На фотке ниже видно, как контактор уложен в коробочку. Мне очень всё понравилось.

Ща новые контакторы потихоньку начинают поддерживаться на складах. Я уже на них перехожу, потому что они красивее и приятнее!

Источник: http://cs-cs.net/avtomatika-kontaktory-abb-serii-esb

Ответы@Mail.Ru: Можно ли запитывать катушку контактора (пускателя) постоянным током вместо переменного???

В пускателях, с питанием катушки переменным током, сопротивление катушки переменному току при разомкнутом пускателе намного меньше чем при замкнутом. Потому, что при разомкнутом пускателе в магнитопроводе есть большой воздушный зазор, который после срабатывания пускателя почти исчезает.

Поэтому пусковой ток сам-собою получается намного больше чем ток удержания. А сопротивление катушки постоянному току не зависит от положения магнитопровода.

Поэтому для перевода катушки на постоянный ток нужно не просто понижать напряжение на ней, а придумать что-нибудь для того, чтобы при пуске ток был намного больше чем после срабатывания. Есть много вариантов. Хочу дополнить по поводу короткозамкнутого витка.

У меня получалось устранить гул пускателей (правда меньших) выдрав заводскиее латунные короткозамкнутые кольца и заменив их медной проволокой хорошозачищенные концы которой просто скрутил и оставил торчать (лучше бы конечно заварить угольком).

В том, что переменка и постоянка сильно различаются: -)

В том, что сопротивление катушки для постоянногог тока будет куда меньше, чем для переменного и она сгорит. Можно питать постоянным током вместо перемннного, но нужно во много раз уменьшить напряжение, чтобы ток остался таким же.

Дело не в катушке а в сердечнике. Для постоянки нужен монолитный сердечник, а для переменки сердечник используется из наборных пластин. А что бы гул исчез или уменьшился, надо отрегулировать подвижный или не подвижный сердечник, лучше поробовать оба. А также проверить короткозамкнутый виток на сердечнике. А катушка расчитанная на переменку от постоянки может сгореть.

Ну вопщето не вчем если только в не надежности конструкцыи. Скорей всего гул происходит из за неплотного прилегания контакной (как ее обозвать то) планке к эл. магниту.

Обратите внимание

Катушка сгорит, вам это уже пояснили вместе с причинами. Есть катушки рассчитанные на постоянный и пульсирующий ток. Можно перемотать.

А гул идет из за неплотного прилегания магнитопровода, причем бывает как плохое прилегания подвижного магнитопровода к неподвижному, так и неплотная набивка самого пакета магнитопровода.

Мне кажется проще устранить дефекты магнитопровода (поставить дополнительные заклепки на пакеты, плотнее склепать имеющиеся, отшлифовать и подогнать размыкающиеся поверхности), чем городить огород с постоянкой, если мешает только гул, а не поля наведения.

На магнитопроводе катушки для переменного тока есть коротко-замкнутый виток, его видно на торце, если разобрать. он должен быть целым и на месте, на некоторых пускателях их 2.

Второе – поверхность рабочая магнитопровода должна быть притерта на обеих половинках, это можно сделать, если расстелить на столе наждачную бумагу, и поводить рабочей поверхностью магнитопровода по ней, описывая цифру 8.

Поверхность должна быть чисто белая, без вмятин. А еще можно купить пускатель с катушкой на постоянку 220.

Чтоб не ревел пускатель достаточно укоротить пружины или выбросить одну а то и две установив пускатель вертикально. Такой вариант у меня работает несколько лет на ветро генераторе.

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/35850598

Контакторы и магнитные пускатели

Главная > Теория > Контакторы и магнитные пускатели

Основное предназначение контакторов и магнитных пускателей – управление электромоторами и замыкание силовых цепей с большими токами. Принцип действия аппаратов идентичный. Различие состоит в том, что магнитный пускатель представляет собой тот же контактор или два, собранных в устройство с защитными функциями, возможностью блокирования, цепями сигнализации.

Разные типы контакторов

Устройство контактора

Контактор – электромагнитный аппарат, позволяющий коммутировать силовые электроцепи через управляющий ток малых значений, который питает катушку соленоида устройства.

Работа контактора основана на явлении притяжения якоря электромагнита к сердечнику во время протекания тока. Сочлененная рычажная система прикреплена к якорю. Электрические контакты отделены от рычага изоляцией. Подвижные контакты прижимаются к неподвижным, замыкая электроцепь рабочего тока. Аппарат включен до тех пор, пока катушка находится под напряжением.

В зависимости от типа тока, контакторы делятся на:

  • переменного тока;
  • постоянного тока.

По количеству полюсов аппараты бывают:

  • однополярные;
  • двухполярные;
  • трех,- и четырехполюсные.

Все устройства состоят из магнитной системы и набора контактов: рабочих и вспомогательных.

Магнитная система

Составными частями магнитной системы являются:

  1. Катушка электромагнита;
  2. Сердечник, на котором установлена катушка;
  3. Якорь, подвижная арматура из железных пластин.

Схема контактора

Когда катушка оказывается под напряжением, протекающим через нее током создается магнитный поток, который замыкается по окружности через сердечник, якорь, воздушный зазор и арматуру. Он вызывает притяжение якоря к сердечнику.

Как только ток прекращается, пружины возвращают якорь в первоначальное положение.

В первый момент после включения контактора относительно большой ток течет через катушку, а затем его значение уменьшается, когда якорь приходит в полное соприкосновение с сердечником.

Важно! Для надежной работы контактора важно обеспечить правильную регулировку и сборку магнитной системы. Ослабленный крепеж элементов оказывает влияние на формирование вибраций.

В небольших контакторах (до 15 А) плотное соединение между якорем и сердечником иногда может вызвать «приклеивание» якоря из-за остаточного магнетизма. Чтобы это предотвратить, в некоторых аппаратах делают тонкую вставку из меди или латуни. В более крупных контакторах явление магнитного «прилипания» встречается редко, так как действуют мощные пружины.

Контактная система

  1. Фиксированные контакты устанавливаются на жестком основании, встроенном в изоляцию;
  2. Подвижные контакты прикреплены к мобильным основаниям, снабжены сильными пружинами и соединены с якорем электромагнита через шарнирный рычаг.
Читайте также:  Виды, характеристики и различия проводов сип

Важно! Хорошее сцепление контактных поверхностей – одно из основных условий эффективной работы аппаратов.

Медные контакты очень быстро окисляются, в оксидном слое возникает большое переходное сопротивление, увеличивая нагрев деталей. Чрезмерная температура вызывает, в свою очередь, повышенное окисление и «нагар» контактов, которым потребуется чистка.

Внутреннее устройство контактора

Для надежной работы важное значение имеют правильное позиционирование контактов и соответствующая сила начального и конечного давления. Это достигается регулировкой. По мере эксплуатации пружины могут ослабляться, поэтому необходимо периодически контролировать правильное положение контактов.

Когда аппарат отключается под нагрузкой, на рабочих контактах возникают искры и даже электрическая дуга. Для защиты смежных фаз от короткого замыкания применяются деионизационные камеры из огнеупорного изоляционного материала. Обычно это принадлежность мощных аппаратов.

Мощный контактор

Важно

В дополнение к основным контактам аппараты содержат вспомогательные, которые отличаются меньшим поперечным сечением, так как через них протекает небольшой управляющий ток. Однако за состоянием этих элементов также важно следить из-за их значимости в работе системы.

Многие думают, что величина коммутируемого тока и, соответственно, большие габариты – это то, чем отличается контактор от магнитного пускателя. Однако это не так. Современные контакторы могут быть и скромных размеров, рассчитанными на небольшие токи.

Магнитный пускатель

Магнитный пускатель представляет собой контактор или два (в реверсном варианте), наиболее часто используемых для запуска и остановки асинхронных двигателей.

Устройство часто оборудовано еще тепловым реле, защищающим цепь от перегрузок, дополнительными контактами, находящимися первоначально в замкнутом или разомкнутом состоянии. Эти отличающие особенности характеризуют магнитный пускатель, хотя контактор – основа его конструкции.

Термореле соединяется с силовыми контактами аппарата. Его внутреннее устройство состоит из биметаллических пластин, которые под действием тока греются. Их температурный изгиб вызывает размыкание контактов реле в цепи управления катушкой. Обесточенная катушка разрывает силовую цепь электромотора.

В отличие от контактора, магнитный пускатель может осуществлять реверс электромотора, то есть запускать его в прямом и обратном направлении. Для этого собирается аппарат из двух контакторов и поста с кнопками управления.

Реверсный магнитный пускатель

Важно! В схеме обязательно предусматривается наличие блокировок, чтобы не допустить одновременного замыкания обеих групп силовых контактов.

Классификация аппаратов

В основном, контакторы и магнитные пускатели, согласно российским стандартам, подразделяются в зависимости от коммутируемых нагрузочных токов. Аппараты сгруппированы в 7 классов, расположенных по возрастанию: от 6,3 А до 160 А.

Производятся устройства, отличающиеся по конструкции:

  1. Открытого типа. Монтаж таких аппаратов возможен только в пылезащищенных и влагозащищенных местах, например, в специальных шкафах;

Контактор открытого типа

  1. Закрытого типа. Могут монтироваться в производственных помещениях вне шкафов, но при этом там должны исключаться проникновение влаги и сильная запыленность;
  2. Защищенного типа. Это аппараты с практически герметичным корпусом. Допускаются к установке в наружных условиях. Необходимо только исключить воздействие прямого солнечного света и дождя.

Есть различия трехфазных приборов по питающему току катушки электромагнита. У одних пускателей катушка включается на фазное напряжение 220 В, у других – на линейное 380 В.

Эксплуатация контакторов и магнитных пускателей

Магнитные антенны из коаксиального кабеля

Для того чтобы аппараты служили долго и безотказно, необходимо проводить регулярно в условиях эксплуатации следующие мероприятия:

  1. Визуальный осмотр. При нем выявляются явные повреждения и деформации кожуха. Сняв крышку, можно осмотреть состояние внутренних частей. В рабочем состоянии проверяется, нет ли вибраций и постороннего шума. Если контактор гудит при работе, проверяется плотность прилегания якоря и надежность механических соединений;
  2. Контролирование хода якоря. Нажатием вручную можно проверить плавность его перемещения, отсутствие помех, четкость работы пружины;
  3. Проверка и чистка контактов. Если на контактах отсутствует «нагар», то чистка не нужна из-за возможности разрушения тонкого покрытия. Контакты должны быть выровнены и одновременно соприкасаться всеми полюсами как можно большей частью поверхности. В противном случае производится регулировка;
  4. На катушке не должно быть видно потемнения, оплавления, трещин, иначе она подлежит замене;
  5. Если есть термореле, надо проконтролировать правильность выставленной установки.

Когда пользователю требуется смонтировать устройство для пуска двигателя, особенно с возможностью реверса, необходимо установить магнитный пускатель, исходя из потребляемых токов. Для коммутирования других нагрузок вполне подойдут контакторы.

Видео

Пускатель электромагнитный 220в

Источник: https://elquanta.ru/teoriya/kontaktory-i-magnitnye-puskateli.html

Схемы управления электромагнитными пускателями (контакторами)

Электромагнитные пускатели и контакторы незаменимы в цепях управления силовой нагрузкой. А чтобы правильно применять эти устройства нужно хорошо знать, как они работают и уметь чертить нужные схемы управления под свой конкретный случай.

Электромагнитные контакторы находят даже применение в цепях управления освещением.  Сегодня рассмотрим схемы управления реверсивным и нереверсивным пускателем или контактором. Я даже не знаю, как их можно различать

Для начала хочу сказать несколько слов из чего состоит пускатель. У пускателя можно выделить 3 основных элемента:

  • силовые контакты (как правило их 3) – предназначены для коммутации силовой нагрузки, номинальный ток пускателя относится именно к контактам;
  • электромагнитная катушка – предназначена для управления пускателем, в основном рассчитана на 220 или 380В;
  • дополнительный контакт – предназначен для построения схемы управления или сигнализации о состоянии пускателя (контактора), в пускателях на большие номинальные токи их может быть несколько (замыкающие, размыкающие).

Все эти 3 элемента будут участвовать в схемах управления.

1 Схема управления нереверсивным пускателем (контактором).

Данная схема встречается очень часто. К примеру, в щите устанавливаем пускатель  с тепловым реле для управления электродвигателем, а кнопки управления выводим в нужное нам место. На рисунке ниже представлена схема управления нереверсивным пускателем с катушкой управления на 380В.

Схема управления нереверсивным пускателем (контактором)

При нажатии на кнопку «Пуск» через катушку проходит электрический ток и электромагнит притягивает контакты (силовые и дополнительные). В это время контакт 97-98 замыкается и через него постоянно проходит ток для удержания электромагнита катушки.

При нажатии на кнопку «Стоп» цепь управления катушки разрывается и электромагнит отпускает контакты, которые под действие пружины возвращают их в исходное состояние. Кнопки «Пуск» и «Стоп» без фиксации. В случае перегрузки контакт КК также разрывает цепь катушки.

До кнопочного поста достаточно проложить трехжильный кабель.

2 Схема блокировки двух устройств при помощи контакторов.

Совет

Следующая схема применима в том случае, если необходимо выполнить блокировку технологического оборудования №1 пока не включено оборудование №2. Например, зарядное устройство и приточная вентиляция. Включаем вентилятор и только после этого сможем включить зарядное устройство.

Схема блокировки двух устройств при помощи контакторов

Здесь использована предыдущая схема, к которой добавлен вспомогательный дополнительный контакт (приставка контактная, 1з). На линии питания нашего оборудования №1 (в нашем случае это зарядное устройство) устанавливаем контактор. При нажатии кнопки «Пуск» включается вентилятор, контакт 23-24 замыкается и включается контактор на линии №2.

3 Схема управления реверсивным пускателем (контактором). Механическая блокировка.

Реверсивные пускатели применяют для управления задвижками либо для выполнения реверса электродвигателя. Суть в том, что если фазу L1 и L3 (а и b) поменять местами, то двигатель начнет вращаться в противоположную сторону.

Реверсивный пускатель можно собрать из двух обычных пускателей. Главное чтобы была выполнена блокировка. Схема реализации реверсивной схемы на двух контакторах с использованием блокировочного устройства представлена ниже.

Схема управления нереверсивным пускателем (контактором). Механическая блокировка

Блокировочное устройство предназначено для исключения одновременного включения двух контакторов.

Блокировочное устройство двух контакторов

При нажатии на кнопку, к примеру у нас задвижка, «Открытие» — первый контактор включается (двигатель вращается в одну сторону).

Чтобы задвижку перевести в закрытое состояние должны нажать «Стоп», первый контактор отключится, а затем нажать кнопку «Закрытие» — второй контактор включится. Блокировочное устройство не даст нам одновременно включить два контактора.

В случае задвижки данная схема не очень верна, т.к. в схеме не показаны конечные выключатели (данную тему рассмотрю в другой раз).

4 Схема управления реверсивным пускателем (контактором). Электрическая блокировка.

Обратите внимание

Сейчас выполним те же функции только применим электрическую блокировку. Для этого к каждому контактору доставим дополнительно по приставке контактной с размыкающим контактом. Дополнительный размыкающий контакт первого контактора ставим последовательно с катушкой управления второго пускателя, аналогично и со вторым контактором.

Схема управления нереверсивным пускателем (контактором). Электрическая блокировка

При включения одного контактора, размыкающий контакт не дает включиться второму контактору.

При использовании пускателей и контакторов с катушками на 220В схемы практически не меняются. Вместо второй фазы используется N.

Итак, я рассмотрел основные схемы управления нереверсивными и реверсивными пускателями (контакторами), а теперь у вас есть уникальная возможность покритиковать мои схемы

Источник: http://220blog.ru/pro-sxemy/sxemy-upravleniya-elektromagnitnymi-puskatelyami-kontaktorami.html

Тепловая защита электродвигателя. Электротепловое реле

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта sesaga.ru. В предыдущей статье мы с Вами рассмотрели принципиальные схемы включения магнитного пускателя, обеспечивающие реверс вращения электродвигателя.

Продолжаем знакомиться с магнитным пускателем и сегодня рассмотрим типовые схемы подключения электротеплового реле типа РТИ, которое предназначено для защиты от перегрева обмоток электродвигателя при токовых перегрузках.

1. Устройство и работа электротеплового реле

Электротепловое реле работает в комплекте с магнитным пускателем. Своими медными штыревыми контактами реле подключается к выходным силовым контактам пускателя. Электродвигатель, соответственно, подключают к выходным контактам электротеплового реле.

Внутри теплового реле находятся три биметаллические пластины, каждая из которых сварена из двух металлов, имеющих различный коэффициент теплового расширения. Пластины через общее «коромысло» взаимодействуют с механизмом подвижной системы, которая связана с дополнительными контактами, участвующими в схеме защиты электродвигателя:

1. Нормально-замкнутый NC (95 – 96) используют в схемах управления пускателем;
2. Нормально-разомкнутый NO (97 – 98) применяют в схемах сигнализации.

Принцип действия теплового реле основан на деформации биметаллической пластины при ее нагреве проходящим током.

Под действием протекающего тока биметаллическая пластина нагревается и прогибается в сторону металла, имеющего меньший коэффициент теплового расширения. Чем больший ток будет протекать через пластину, тем сильнее она будет греться и прогибаться, тем быстрее сработает защита и отключит нагрузку.

Допустим, что электродвигатель подключен через тепловое реле и работает в нормальном режиме. В первый момент времени работы электродвигателя через пластины течет номинальный ток нагрузки и они нагреваются до рабочей температуры, которая не вызывает их изгиб.

По какой-то причине ток нагрузки электродвигателя стал увеличиваться и через пластины потек ток выше номинального.

Важно

Пластины начнут сильнее греться и прогибаться, что приведет в движение подвижную систему и она, воздействуя на дополнительные контакты реле (95 – 96), обесточит магнитный пускатель.

По мере остывания пластины вернутся в исходное положение и контакты реле (95 – 96) замкнутся. Магнитный пускатель опять будет готов к запуску электродвигателя.

В зависимости от величины протекающего тока в реле предусмотрена уставка срабатывания по току, влияющая на силу изгиба пластины и регулирующаяся поворотным регулятором, расположенным на панели управления реле.

Помимо поворотного регулятора на панели управления расположена кнопка «TEST», предназначенная для имитации срабатывания защиты реле и проверки его работоспособности до включения в схему.

«Индикатор» информирует о текущем состоянии реле.

Кнопкой «STOP» обесточивается магнитный пускатель, но как в случае с кнопкой «TEST», контакты (97 – 98) не замыкаются, а остаются в разомкнутом состоянии. И когда Вы будете задействовать эти контакты в схеме сигнализации, то учитывайте этот момент.

Электротепловое реле может работать в ручном или автоматическом режиме (по умолчанию стоит автоматический режим).

Для перевода в ручной режим необходимо повернуть поворотную кнопку «RESET» против часовой стрелки, при этом кнопка слегка приподнимается.

Читайте также:  Выбор паяльной станции для работы и дома – на что обратить внимание?

Предположим, что сработало реле и своими контактами обесточило пускатель.
При работе в автоматическом режиме после остывания биметаллических пластин контакты (95 — 96) и (97 — 98) автоматически перейдут в исходное положение, тогда как в ручном режиме перевод контактов в исходное положение осуществляется нажатием кнопки «RESET».

Совет

Кроме защиты эл. двигателя от перегрузок по току, реле обеспечивает защиту и в случае обрыва питающей фазы. Например. При обрыве одной из фаз, электродвигатель, работая на оставшихся двух фазах, станет потреблять больше тока, отчего биметаллические пластины нагреются и реле сработает.

Однако электротепловое реле не способно защитить двигатель от токов короткого замыкания и само нуждается в защите от подобных токов. Поэтому при установке тепловых реле необходимо устанавливать в цепь питания электродвигателя автоматические выключатели, защищающие их от токов короткого замыкания.

При выборе реле обращают внимание на номинальный ток нагрузки электродвигателя, который будет защищать реле. В инструкции по эксплуатации, идущей в коробке, есть таблица, по которой выбирается тепловое реле для конкретной нагрузки:

Например.
Реле РТИ-1302 имеет предел регулировки тока уставки от 0,16 до 0,25 Ампер. Значит, нагрузку для реле следует выбирать с номинальным током около 0,2 А или 200 mA.

2. Принципиальные схемы включения электротеплового реле

В схеме с тепловым реле используют нормально-замкнутый контакт реле КК1.1 в цепи управления пускателем, и три силовых контакта КК1, через которые подается питание на электродвигатель.

При включении автоматического выключателя QF1 фаза «А», питающая цепи управления, через кнопку SB1 «Стоп» поступает на контакт №3 кнопки SB2 «Пуск», вспомогательный контакт 13НО пускателя КМ1, и остается дежурить на этих контактах. Схема готова к работе.

При нажатии на кнопку SB2 фаза через нормально-замкнутый контакт КК1.1 поступает на катушку магнитного пускателя КМ1, пускатель срабатывает и его все нормально-разомкнутые контакты замыкаются, а нормально-замкнутые размыкаются.

При замыкании контакта КМ1.1 пускатель встает на самоподхват. При замыкании силовых контактов КМ1 фазы «А», «В», «С» через контакты теплового реле КК1 поступают на обмотки электродвигателя и двигатель начинает вращение.

При увеличении тока нагрузки через силовые контакты термореле КК1, реле сработает, контакт КК1.1 разомкнется и пускатель КМ1 обесточится.

Если возникнет необходимость в простой остановке двигателя, то достаточно будет нажать на кнопку «Стоп». Контакты кнопки разорвутся, фаза прервется и пускатель обесточится.

На фотографиях ниже показана часть монтажной схемы цепей управления:

Следующая принципиальная схема аналогична первой и отличается лишь тем, что нормально-замкнутый контакт термореле (95 – 96) разрывает ноль пускателя. Именно эта схема получила наибольшее распространение из-за удобства и экономичности монтажа: ноль сразу заводят на контакт термореле, а со второго контакта реле бросают перемычку на катушку пускателя.

При срабатывании термореле контакт КК1.1 размыкается, «ноль» разрывается и пускатель обесточивается.

И в заключении рассмотрим подключение электротеплового реле в реверсивной схеме управления пускателем.

Обратите внимание

От типовой схемы она, как и схема с одним пускателем, отличается лишь наличием нормально-замкнутого контакта реле КК1.1 в цепи управления, и тремя силовыми контактами КК1, через которые запитывается электродвигатель.

При срабатывании защиты контакты КК1.1 разрываются и отключают «ноль». Работающий пускатель обесточивается и двигатель останавливается. При возникновении необходимости в простой остановке двигателя достаточно нажать на кнопку «Стоп».

Вот и подошел к логическому завершению рассказ о магнитном пускателе.
Понятно, что только одних теоретических знаний мало. Но если Вы будете практиковаться, то сможете собрать любую схему с применением магнитного пускателя.

И уже по сложившейся традиции небольшой видеоролик о применении электротеплового реле.

Удачи!

Источник: https://sesaga.ru/teplovaya-zashhita-elektrodvigatelya-elektroteplovoe-rele.html

Контакторы и магнитные пускатели: сходства, различия

Контакторы и магнитные пускатели — электротехнические приспособления, являющиеся немаловажными составляющими электрических сетей. Они предназначаются для связи между цепями силового типа и для цепей управления.

Зачастую, специалисты по наладке оборудования, не всегда могут дать обоснованный ответ, чем отличается контактор от магнитного пускателя.

Оба выполняют перечень схожих назначений, но все же различия между ними существуют, так как, каждый из них, обладает своеобразными функциями и особенностями.

Контакторы

Контактор — двухпозиционное устройство электромагнитного принципа, выполняющее дистанционное воздействие на включение и выключение электрических силовых цепей, в условиях обычного режима работы.

Принцип работы

Контакторы состоят из проводных катушек, в которых расположены сердечники, присоединенные к контактам замыкания (размыкания). Контакты замыкают (размыкают) цепь, которая пропускает ток. Медный (стальной) каркас упрочняет катушку и создает условия для охлаждения элементов.

Принцип работы контакторов заложен в двух действиях противоположного характера.

На катушку поступает напряжение, вследствие чего, создается магнитный импульс, и подвижная часть сердечника начинает движение в сторону неподвижной части, и замыкает цепь, благодаря чему, в цепи появляется ток и включается электрооборудование.

Когда подача энергии прекращается, сердечник, при помощи пружинной системы, возвращается в разомкнутое положение, что приводит к размыканию цепи и отключению оборудования.

Включаются и выключаются контакторы благодаря двум кнопкам «Пуск» и «Стоп» на панели кнопочного устройства. Замыкание контактов кнопки «Пуск» запускает процесс, описанный чуть выше, который приводит к замыканию силовых контактов и те остаются в замкнутом положении, даже после возврата кнопки в исходное положение. Такой эффект достигается, благодаря наличию, вспомогательных блок-контактов.

Системные цепи, имеют принципиальные отличия. Питание, поступающее на катушку, приходит с цепи управление, где ток не превышает 230 В. А цепь, которую замыкают контакты, называется силовой, так как она проводит ток, с силой, превышающей силу тока в цепи управления.

Область применения

Данные устройства, коммутируют цепи реактивной мощности и применяются в управлении электрическими двигателями, имеющими высокую мощность, а так же, в области инфраструктуры электрического транспорта.

Магнитные пускатели

Магнитный пускатель — низковольтный аппарат комбинированного типа и электромагнитного принципа, который производит запуск электродвигателей, обеспечивает их непрерывное вращение, отключает от электропитания, защищает, выполняет реверсивные функции.

Принцип работы

Данный прибор, состоит из основной части, для стационарного крепления, катушки, якоря, который передвигается по направляющим механизма, пружинного механизма, стационарных и подвижных контактов и корпуса. Самые простые пускатели, предстают в виде коробки, оборудованной кнопкой и клеммами, для присоединения к силовым цепям и стационарным контактам.

Принцип действия, заключается в том, что, когда ток попадает на катушку пускателя, он срабатывает по принципу электромагнита.

Под воздействием магнитного поля, якорь притягивается к сердечнику, вследствие чего происходит замыкание контактного мостика, и запускается электрооборудование. Нижнее положение якоря, влияет на работу всего прибора.

Важно

В данном положении, должно быть надежное сцепление контактов, так как данная составляющая играет роль прочного соединения входных и выходных электрических проводов, в момент срабатывания схемы.

Отсутствие тока, влечет за собой, исчезновение магнитного поля вокруг катушки. Это приводит к отбрасыванию якоря вверх за счет энергии пружин, контактный мостик, находящийся на подвижной части, обеспечивает разрыв силовой цепи, что приводит к отключению питания и оборудования. В данной системе, тоже есть наличие, вспомогательных блок-контактов.

Исправность магнитных пускателей, можно проверять вручную. Если устройство исправно, то, при нажатии на якорь, должно ощущаться сопротивление от сжатия пружин. Такое ручное управление допустимо только для проверок и не применяется во время рабочего процесса.

Область применения

Основная сфера использования магнитных пускателей — запуск, остановка и реверс электрических двигателей асинхронного типа. А, так как эти устройства достаточно неприхотливы и защищены от воздействия окружающей среды, то их устанавливают для дистанционного управления осветительным оборудованием, компрессорными установками, насосами, кранами, электропечами, конвейерами, кондиционерами.

Отличия контакторов от магнитных пускателей

Габариты, конструктивные особенности и защищенность

В состав контактора входит пара силовых контактов и объемные камеры для дугового гашения, что делает это устройство достаточно тяжелым и большим.

По этим причинам, он не оборудуется корпусом, что делает его опасным для посторонних лиц и незащищенным от влаги.

Поэтому, они монтируются в специальных местах, коими являются специализированные щиты или электрические шкафы. Имеют от 1 до 5 полюсов.

Магнитный пускатель, в отличие от контактора, имеет пластиковый корпус и трех — парные силовые провода, не имеет камер для дугового гашения. Корпус делает его безопасным и защищенным от влаги и позволяет использовать пускатели, даже под открытым небом, но отсутствие камер защиты от дуговых зарядов, не позволяет его использование в цепях с высокими мощностями и множественными коммутациями.

Производственный фактор

Важно знать, что слаботочные контакторы не выпускаются, а значит в слаботочных цепях, возможно, устанавливать только магнитные пускатели. Именно это обстоятельство, позволяет пускателям держаться на плаву в рыночном сегменте данной сферы.

Назначение устройств

Несмотря на то, что пускатели отлично подходят для большинства электрических приборов, основным его назначением, являются трехфазные двигатели переменного тока. Пускатель выполняет функцию их запуска и отключения, а также предотвращает непроизвольный пуск. В принципе, пускатель обладает достаточно узконаправленной значимостью. Используются в сетях с напряжением до 380 В.

Контактор, в свою очередь, коммутирует, абсолютно все виды электрических цепей и применяется в конструкции сложносоставных схем, что делает его, практически универсальным.

Мощные электродвигатели, цепи компенсации реактивной мощности и иные области электротехники, где присутствуют частые запуски и большие нагрузки, вот основные сферы применения контакторов.

Используются в сетях с напряжением до 660 В.

Необходимые действия при эксплуатации контакторов и магнитных пускателей

  1. Перед установкой приборов, необходимо убрать смазку с рабочих поверхностей и проверить состояние, каждого электрического соединения и проверить, правильность регулировки устройств.
  2. Необходимо регулярно проверять состояние контактной группы, периодически осматривая после 50 000 срабатываний или после каждого отключения тока в аварийном режиме.

  3. Выполняя зачистку поверхности контактов, главное сохранять их первоначальную форму.
  4. Проверять расположение разрывных контактов, относительно друг друга. В помощь будет копировальная бумага.
  5. У контакторов, с несколькими полюсами, проверяется одновременное замыкание контактов всех полюсов.

  6. Необходимо проводить проверку на исправность механической блокировки.
  7. Постоянно проверять зазор между контактами. Заменяются они, когда первоначальная толщина уменьшается на 50%, а у контактов с накладками на 80%.

Заново установленные контакты, должны соприкасаться по линии, длина которой по сумме, ровняется 75% и более, ширине подвижного контакта. Допускается контактное смещение, не более 1 мм по ширине.

Основные поломки контакторов и магнитных пускателей, и их причины

Выход из строя управляющей катушки

Причины:

  • было подано напряжение, от электрической сети, не соответствующее рекомендациям. То есть, была установлена катушка под напряжение 220 вольт, а напряжение подсоединяемой сети, составляло 380 вольт;
  • подача тока на катушку, у контактов которой, образовалась перемычка. Итог — короткое замыкание и сгоревшие контакты катушки;
  • межвитковое замыкание, вследствие естественного старения изоляции на медной обмотке катушки;
  • превышенные рабочие температуры.

Сгорание главных контактов

Причины:

  • неправильный расчёт параметров нагрузки на пускатель.
  • подключение устройства, с двумя силовыми и одним дополнительным контактом, к трёхфазной нагрузке. Дополнительный контакт не рассчитан на номинальную силу тока выше 10 А, вследствие чего, происходит сгорание более слабого звена;
  • низкое напряжение на катушке, вследствие чего, возникает недостаток мощности вырабатываемой силы, необходимой для сцепления главных контактов. Причина такого недостатка, кроется в разной жесткости возвратных пружин, когда возникает дребезг и уменьшается постоянство и площадь сцепления контактов.
  • в процессе длительного срока работы, по причине воздействия, создаваемого вибрацией, ослабевает крепление проводников с контактными выводами. Уменьшение площади смыкания контактов, влечет за собой местный перегрев, что выводит контакты из строя.

Видео по теме

Источник: https://ProFazu.ru/elektrooborudovanie/puskateli-rele/kontaktory-i-magnitnye-puskateli.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector