Какие аккумуляторы купить вместо батареек 9в?

Что представляет собой аккумулятор 9 вольт?

Среди вопросов пользователей, которые присылали на сайт, часто встречается просьба рассказать о том, что представляет собой аккумулятор 9 вольт. Некоторые просят объяснить, как устроены такие аккумуляторы, и где они используются. Другие спрашивают о том, аккумулятор ли это вообще, а может, обычная одноразовая батарейка? Так, что сегодня поговорим об аккумуляторных батареях 9 вольт.

Давайте, сразу договоримся о терминологии. Батарейка ─ это обиходное название одиночного первичного гальванического элемента. Электрохимические реакции, которые происходят в первичном гальваническом элементе, необратимы. Поэтому их перезарядка невозможна. Запомните, что при перезарядке первичных гальванических элементов, может произойти утечка вредных веществ, находящихся в них.

Вторичные гальванические элементы отличаются от первичных тем, что протекающие в них реакцией обратимы. То есть, их можно разряжать и заряжать определённое количество циклов, которая определяется типом гальванического элемента. Именно вторичные элементы называются аккумуляторов или аккумуляторными батареями.

Теперь об аккумуляторах 9 вольт. Распространённое название этих источников питания – «Крона». Название прошло со времён Советского Союза, когда выпускались угольно марганцевые батарейки типоразмера Крона. Как он выглядит, показано на фото выше. Номинальное напряжение батарей Крона составляет 9 вольт, ёмкость 625 миллиампер час.

На видео ниже можно посмотреть внутренности солевой батареи 9v.

В продаже чаще всего встречаются батареи Крона 9 вольт, которые состоят из 6 марганцево-цинковых аккумуляторных элементов. Но разновидностей аккумуляторов типа Крона значительно больше.

Среди одноразовых источников питания 9 вольт можно выделить следующие:

  • Солевые. Марганцево-цинковые (количество гальванических элементов равно 6);
  • Марганцево-литиевые (3);
  • Щелочные. Этот тип батарей был дороже и назывались они «Корунд» (6);
  • Воздушно-цинковые (7). Они ещё назывались «Крона ВЦ»;
  • Литий-тионил-хлоридные (элемент Li-SOCI2 1200 мАч);
  • Литий-железодисульфидные (6).

На изображении ниже можно посмотреть внутреннее устройство солевые батареи Крона.

Устройство Крона солевого типа

Устройство Крона щелочного типа

Батареи Крона номиналом 9 вольт, состоят из последовательно соединённых солевых или щелочных первичных гальванических элементов. Использоваться они могут только один раз, и поэтому в обиходе называется батарейками.

Ниже на видео можно посмотреть Крону 8,4 вольта с аккумуляторными элементами.

Последовательно соединённые аккумуляторные элементы помещены в металлический корпус (обычно это лужёная жесть). С одного торца находится контактная площадка, а с другого пластиковое дно. Представители американской компании Energizer говорят, что именно они в 1956 году выпустили батареи такой конструкции. В то время компания называлась Eveready.

Угольно-цинковая батарея 5 вольт

Угольно-цинковая батарея 5 вольт

Угольно-цинковая батарея 5 вольт

Ниже представлена марганцево-цинковая Крона в исполнении GP.

Размеры батареи стандартной Крона 9v составляют 48,5 на 26,5 на 17,5 миллиметров. Масса составляет примерно 53 грамма, а ёмкость 650 мАч.

В своё время обычные солевые батареи и аккумуляторы Крона 9v (многократно перезаряжаемые) широко использовались в радиоприёмниках советского производства. Некоторые модели даже продавались вместе с зарядным устройством для аккумулятора 9 вольт.

Сегодня одноразовые и аккумуляторные батареи Крона 9 вольт по-прежнему востребованы и используются в различной бытовой технике. На фото ниже вы можете видеть солевую батарейку в мультиметре.

Если статья оказалась для вас полезной, распространите ссылку на неё в социальных сетях. Это поможет развитию сайта. Голосуйте в опросе ниже и оценивайте материал! Исправления и дополнения к статье оставляйте в комментариях.

Источник: http://akbinfo.ru/vybor/akkumuljator-9-volt.html

Вскрытие 9В батарейки: в поисках батареек АААА (quadruple A)

Некоторое время назад автор этих строк весьма нахваливал планшет Lenovo ThinkPad Tablet и в особенности его стилус (digitizer). Оный стилус работает от весьма редких батареек АААА (именно так, 4А, или Quadruple A), и засунуть туда распространённые ААА не выйдет.

Недавно произошло то, что должно было произойти уже давно: после 4 месяцев работы, батарейка в стилусе села. И вот автор отправился в увлекательное путешествие в мир лжи и обмана батареек.

Что даноИмеется севшая батарея АААА Energizer на 1.5 В с маркировкой E96 LR61.

Выглядит вот так:

В розницу в местных магазинах купить можно только по предварительному заказу, если очень попросить. Цены на них весьма конские – за две батарейки попросят 5-6 баксов. И бывают они в магазинах весьма редко.

Мы пойдём другим путём

Так говорил вождь мирового пролетариата, который “на труд и на подвиги нас вдохновил”. Теперь, если пробежаться по полкам с батарейками, можно увидеть 9В батарею вида:

Стоит она те же самые 5 баксов, что удивительно. Посмотрев на её размеры и напряжение, а затем поделив 9В на 1.

5, можно придти к выводу, что она состоит из шести батареек AAAA. И в пользу этой теорию говорят разного рода видеоумельцы на Тюбике. Автор решил сие проверить и заодно заиметь, возможно, себе вожделенные батарейки.

Прикупив в ближайшем магазине 9В батарейку от Energizer, автор приступил ко вскрытию.

Вскрытие батареи 9В

Для этого нам понадобятся прямые руки и кусачки.

Обратите внимание

Вскрывать батарею удобнее всего сверху, где можно аккуратно отогнуть железную обёртку от пластмассы:Продолжаем применять грубую физическую силу и работать кусачками, отгибая железную оболочку и прорываясь к заветному содержимому:Отгибаем оболочку до конца и вот – запретный плод в наших руках:

Самое прекрасное в этой истории то, что здесь даже ничего не запаяно: контакты выполнены в виде двух площадок внизу и вверху, так что батарейки там просто вплотную прижаты друг к дружке. Собственно, видео в тему:

Итак, мы получили 6 штук почти АААА батареек ценой по 83 цента каждая, вместо 2.5 бакса из магазина в красивой обёртке. На этом месте мы дружно вспоминаем про звериный оскал капитализма, дедушку Маркса и его бессмертные слова:
Но на этом история не заканчивается.

Разбор вскрытия 9В батареи

В этом деле есть несколько важных моментов, о которых пойдёт речь далее. Например, что выуженные батареи немного короче стандартных АААА, что у них другая полярность и что вытащить оттуда перезаряжаемые батареи (rechargeable) скорее всего не выйдет.

Не все йогурты одинаково полезны

Такая халява есть далеко не во всех батареях. Например, в батареях Duracell 9В вы увидите вот что:

То есть они не россыпью внутри, а спаяны.

Это может оказаться очень полезным, если вы собираете модельки машин или катеров с моторами: разница между Eveready 9В и Duracell 9V в том, что в Duracell шесть маленьких батареек, соединенных между собой тонкими полосками металла, и они лишь немного прихвачены на батареи, а не спаяны.

В то же время, мелкие батарейки из Eveready 9В не спаяны, а держатся только на давлении в металлическом корпусе, как Energizer. Припаивать контакты к батарейкам – дело утомительное и небезопасное (для батарей). Так что если вам нужна спайка из батарей АААА, лучше смотреть в сторону Duracell.

Народ, вкусивший сего счастья, заявляет по этому поводу вот что:

Размеры и полярность
Батареи, которые внутри 9В упаковки, это почти АААА – они короче оригинальных АААА на 3.5 мм. В общем, это не смертельно, так как простая пружинка решает. Несколько хуже то, что “кнопка””шляпка” на батарейке, где обычно маркирован ПЛЮС, меньше и не выступает из батареи так, как на покупных АААА.В стилусе от планшета как раз пружинка и стоит в колпачке, так что всё подошло отлично и стилус весело заработал.

И самое важное: у мелких АААА батареек из 9В другая полярность!

Отрицательный вывод МИНУС у извлечённых АААА из 9В на месте “шляпки”, а ПЛЮС – на донышке. На покупных АААА батареях всё наоборот. Будьте бдительны.

А с перламутровыми пуговицами есть?

Вопрос на самом деле такой: народ жаждет перезаряжаемых NiMH rechargeable с аккумуляторами AAAA внутри. В интернете бродят слухи про компанию RayOVac, которая так и делает. Но у автора на этот счёт подтверждений нет.

Зато есть фотографии вскрытия Energizer 9V Rechargeable, которые я нашёл в лаборатории на работе:

Оболочка тут пластиковая, а не металлическая, и вскрывается проще – достаточно ножницами отвести верхнюю часть, где два круглых металлических контакта:

Но вот тут вас ждёт облом: этот гриб-отсосиновик содержит мелкие цилиндрические аккумуляторы вместо желанных АААА:

Так что здесь искать АААА не стоит.

Заключение

Собственно, стилус моего планшета с мелкими АААА батарейками, выдранными из Eenrgizer 9V, отлично работает. Батарейки таким образом выходят намного дешевле покупных. Но следует помнить, что такие батареи короче на 3 мм и с обратной полярностью. Также отмечу, что производитель батарей 9В важен: россыпь АААА есть гарантировано в Energizer и некоторых других, перечисленных в посте.

Источник: http://mydebianblog.blogspot.com/2012/06/9-quadruple.html

Аккумуляторы вместо батареек

Многие люди думают, что аккумуляторные батареи могут быть только для автомобилей, портативной техники и для источников бесперебойного питания. Но это далеко не так.

Если вы один их таких людей, тогда данная статья написана именно для вас.

Она научит вас, как можно сэкономить на обычных батарейках для фонарика, магнитолы, пульта или фотоаппарата, а также для других устройств, в которых нет аккумулятора.

Аккумуляторы vs батарейки

Каждый знает о главном недостатке батареек – они спустя какое-то время садятся. Такие батарейки после использования можно выкинуть, так как они больше ни на что не годны. Это одноразовый источник питания – отработали, сели, пошли в утилизацию…

Аккумуляторы – это многоразовый источник, а это значит если аккумулятор сел, то его можно зарядить и опять использовать, при этом ничего не надо покупать и ничего не надо выбрасывать.

Читайте также:  Рекомендации по установке солнечных батарей в своем доме

Не стоит даже рассказывать о вреде миллионов батареек, которые выбрасываются на свалку, лучше рассказать об экономии на них. Конечно, сравнивать пальчиковые батарейки и аккумуляторы нет смысла, так как аккумуляторы в 6-7 раз дороже, но самое главное – они окупаются.

Вот, к примеру, 1 батарейка типа AA стоит порядка 20 рублей, а 1 аккумулятор такого же типа – 120 руб. То есть, выбросив на свалку 6 батареек, вы смогли бы купить 1 аккумулятор.

А теперь подумайте – пальчиковые аккумуляторы рассчитаны на 1000 циклов, то есть их потенциального запаса хватает на 1000 батареек.

Важно

По нашим с вами расчетам – это 20000 рублей! Конечно, следует отнять затраты на приобретение зарядного устройства и на электроэнергию, которая понадобится для зарядки. Хотя качественное зарядное устройство потребляет электричества не больше, чем 10-ватная лампочка, так что минусом это трудно назвать.

Характеристики и особенности аккумуляторов

Батарейки отличаются между собой тремя факторами: размером, напряжением и, естественно, качеством.

Аккумуляторы же располагают параметрами чуть обширнее:

Емкость (ампер/часов (mA/h))

показатель количества тока, которого аккумулятор способен в себе запасти. Вот, если аккумулятор 1000mA/h, значит, он способен отдать ток 1000 mA на протяжении 1 часа. Чем больше этот показатель, тем реже аккумулятор поддается зарядке.

Тип аккумулятора

Из чего изготовлен аккумулятор. На самом деле, в подробности вдаваться не стоит, но стоит сказать, что технология изготовления влияет на дальнейшие его характеристики, а именно, будет ли аккумулятор поддерживать функцию быстрой зарядки или нет. Как правило, на изделии указывается данная функция: «Quick charging … (параметр быстрой зарядки)».

Габаритный размер

Ну размер идентичный с обычными батарейками. Если вы хотите поменять батарейки на аккумуляторы, то вам необходимо покупать такой же размер, как и заменяемой батарейки.

Напряжение

Здесь батарейки и аккумуляторы немного отличаются. Батарейки располагают напряжением 1,5 Вольта, а иногда даже немного выше. Что касается аккумуляторов, то у них напряжение составляет 1,25 Вольта. Как правило, какой-то особой роли этот фактор не отыгрывает, но данное обстоятельство стоит учитывать.

Также между батарейкой и аккумулятором есть разница в том, каким образом уменьшается напряжение в процессе разрядки. Если батарейка, разряжаясь, теряет свое напряжение плавно, то аккумулятор будет держать напряжение до тех пор, пока совсем не разрядится.

Многие задаются вопросом: «Из чего состоит батарейка?» так вот, все элементарно: в батарейке используется уголь и марганец, электролит выполнен из хлорида аммония, а также цинковый катод.

Совет

На самом деле, когда батарейка не эксплуатируется, она может немного «восстановиться» — это результат выравнивания локальных неоднородностей в электролите, вызванных разрядом. Конечно, это чуть-чуть продлевает «жизнь» батарейки, но всего лишь немного.

Вы можете самостоятельно произвести разбор батарейки, чтобы убедиться в наличии этих составляющих.

Источник: http://akkumulyatorov.net/akkumulyatory-vmesto-batareek/

Батарейки или аккумуляторы? | КЕЙ

В отличие от батареек перезаряжаемые аккумуляторы — многоразовый источник питания. Когда аккумуляторы садятся, их при помощи специального зарядного устройства можно перезарядить и использовать снова. Магия! Экономия!

Конечно, аккумуляторы стоят дороже обычных батареек. Но они сохраняют энергию длительное время и поддерживают до пятисот повторных перезарядок. Цифра впечатляет! Это значит, что по факту, приобретая один аккумулятор, вы приобретаете сразу 500 (!) батареек такой же емкости, если, конечно, не брать в расчет стоимость электроэнергии, необходимой для перезарядки аккумулятора.

Аккумуляторы различаются по следующим параметрам:

  • тип — выделяют два основных типа аккумуляторов: никель-металл-гидридные (Ni-MH), литий-ионные (Li-ion). Не вдаваясь в технические подробности, скажем лишь, что последний тип наиболее популярен, потому что такие аккумуляторы можно подзаряжать, не дожидаясь полной разрядки, следовательно, срок их службы дольше, чем у Ni-MH аккумуляторов.
  • емкость — объем электричества, который может запасти аккумулятор. Чем выше емкость, тем реже придется перезаряжать аккумулятор. Наиболее распространены аккумуляторы с емкостью 1 300 — 2 700 mА/h и 650 — 850 mА/h. Как можно рассчитать время службы аккумулятора на одной зарядке? Поделить это значение на ток, который потребляет ваше устройство. Например, емкость аккумулятора 2 000 mА/h, а потребляемый ток 100 mА/h, следовательно, проработает аккумулятор порядка 20 часов.
  • размер — существует маркировка размеров: АА («пальчиковые»), ААА («мизинчиковые»), С, D, 9V. Эти условные обозначения можно найти на корпусе аккумулятора, но проще ориентироваться по внешнему виду: перезаряжаемые аккумуляторы имеют те же размеры, что и батарейки.

Для зарядки аккумуляторов необходимо отдельно приобрести зарядное устройство, которое можно подключить к обычной розетке 220 V. Различаются зарядные устройства по тому, какой ток они пропускают.

Необходимо, чтобы ток зарядного устройства был равен приблизительно 1/10 емкости аккумулятора. Полезно заряжать аккумуляторы долго по 12 часов. Быстрая зарядка, как правило, сокращает срок службы аккумулятора, и в некоторых случаях она небезопасна.

Если аккумулятор не поддерживает быструю зарядку, лучше не пытаться увеличивать ток зарядки — аккумулятор может взорваться.

В устройствах, которые отличаются низким энергопотреблением, например, в часах, пультах дистанционного управления, лучше использовать обычные батарейки. Их срок службы достаточно велик и, с точки зрения экономии, это будет разумно.

Зачем покупать дорогостоящий комплект аккумуляторов с зарядным устройством, если можно взять батарейки, которые прослужат 2-3 года? Ну и, конечно, туристам не обойтись без батареек.

Не заряжать же в отелях аккумуляторы? А в горах и лесах такой возможности и вовсе не представится.

Источник: https://key.ru/reviews_items/batareiki-ili-akkumulyatoty/

Аккумуляторы или батарейки? Спор продолжается… Часть 2

Что касается непосредственно аккумуляторов…

Сразу хотелось бы отметить – тут нет какого-то стандарта по эффективности работы. В качестве примера можно привести такой показатель, как глубина обнаружения металлоискателя. В случае с прибором, на глубину обнаружения влияет множество факторов: грунт – его влажность, минерализация, уровень замусоренности металлом, электропомехи, диаметр поисковой катушки и т.п.

Так и с аккумуляторами, условия, в которых ведётся поиск, оказывают определённое влияние на то, как долго могут проработать аккумуляторы беспрерывно и насколько качественно. Ну, скажем, при минусовых температурах любой аккум высадится быстрее. Куда хуже проникновение влаги, это вообще злейший враг связки металлоискатель + аккумулятор.

Если вам крупно не повезло, и вы уронили м.д. в глубокую лужу, ручей или любой другой водоём, ваша наипервейшая задача – выключить прибор, извлечь элементы питания из батарейного отсека, всё остальное (протирка, просушка и т.п.) потом.

Теперь о самих аккумуляторах.

Как правило, во всех хороших современных металлоискателях стоят стабилизаторы и уровень заряда аккумулятора/батареек не должен бы сказываться на глубине обнаружения цели или стабильности работы.

Но, лично я всё-таки предпочитаю не высаживать акки «в ноль» в процессе поиска. Когда аккумуляторы близки к полному разряду просто заменяю их свежими.

В том числе и по этой причине необходимо зарядное устройство с функцией разряда.

Споры о том, влияет–не влияет уровень заряда аккумулятора/батареи на глубину обнаружения, ведутся среди копателей не первый год. Что показательно, с приближением весны страсти достигают наивысшего накала…

Мы обойдём эту тему стороной, так как подобные споры могут длиться вечно, важнее прояснить, какие аккумуляторы наиболее востребованы сегодня среди копателей-кладоискателей.

Обобщённые знания коллег помогут сделать правильный выбор поисковикам, не обладающим пока необходимым опытом, что позволит не выбрасывать деньги на ветер, прельстившись хитрой рекламой. А то ведь порой на сайтах, каких только чудесных «нано элементов питания» не предлагают…

Обратите внимание

Компаний производителей, конечно, множество, но на общем фоне, безусловно, лидируют несколько брендов.

Это, в первую очередь – пальчиковые аккумуляторы Eneloop, которые теперь выпускаются под брендом Panasonic. В быту их обычно определяют как чёрные и белые, ёмкостью от 2000 mAh, лично у меня 2400 mAh. Как раз от ёмкости зависит время работы аккумуляторов.

Однако ценны они не только ёмкостью, но и низким уровнем саморазряда, а так же, повышенным количеством циклов заряд-разряд. Другими словами, акки в не активном состоянии держат зарядку достаточно долго, практически не разряжаясь, а количество циклов заряд-разряд, это срок «жизни» аккумуляторов.

Так что при покупке на эти показатели необходимо обращать самое пристальное внимание.

Довольно популярны аккумуляторы Ansmann, я сам пользовался такими (ёмкостью 2850 mAh) в течение 3-х лет. В общем, никаких нареканий, но конечно ёмкость со временем заметно снизилась, пришлось восстанавливать (прокачивать), но для этого опять-таки требуется дорогое з/у, хорошо у друга есть. Да и срок «жизни» (кол-во циклов заряд-разряд) у них покороче Eneloop будет.

Наконец, популярные как в прошлом, так и по сей день аккумуляторы GP, у меня были 2700 и 2500 mAh, разницы между ними как-то не заметил. Хорошие акки, что тут скажешь, многие такими пользуются. По продолжительности «жизни» несколько уступают Eneloop, да и уровень саморазряда чуть повыше. Всё это, в общем, не так критично, здесь другая беда, можно нарваться на контрафакт…

Я с такой проблемой не сталкивался, т.к. брал в МД-Регион, а там «левого» в принципе не купишь. Но от копарей слышал, и не от одного, мол, заказывали через интернет, ну и попали…

Помимо представленных брендов существует ещё ряд более или менее известных наименований – Camelion, Varta, Космос и т.д. На мой взгляд, у них только одно преимущество перед тремя лидерами – цена, в остальном, конечно, они им заметно уступают. Хотя, люди пользуются и ничего…

Ещё один момент, затариваясь аккумуляторами, не стоит забывать – у всех приборов разное энергопотребление.

И «прожорливость» металлоискателя E-Trac от Minelab, не идёт ни в какое сравнение со скромным «аппетитом» X-Terra 705 от тех же Minelab, ну а уж Fisher F75 так вообще на фоне E-Trac выглядит сидящим на диете – весьма экономичный прибор, что никоим образом не сказывается отрицательно на его поисковых характеристиках.

Я не касался в этой статье аккумуляторов типа «Крона», т.к. мне попросту не доводилось их использовать, ну а «родные» акки для металлоискателей семейства Explorer, и уж тем более XP Deus это вообще разговор отдельный.

Д. Нукратец.

Источник: https://www.mdregion.ru/o-kladoiskatelstve/27-nowosti-poiska/1361-akkumulyatory-ili-batareyki-dlya-metalloiskatelya-2.html

Где используются аккумуляторы 18650

Беспроводные устройства уже давно заняли надежное место в нашей повседневной жизни. Все они работают на батарейках или аккумуляторах, которые время от времени нужно заряжать от электросети.

Вместо классических “пальчиковых” батареек все чаще используются аккумуляторы, и в особенности типоразмер 18650, который можно встретить в большинстве бытовых светодиодных фонариков. Его популярность вызвана рядом преимуществ перед обычной батарейкой. Например, в аккумуляторе 18650 больше емкости, стабильная подача электроэнергии и возможность многоразовой подзарядки.

Главные особенности аккумуляторов 18650

Исходя из расшифровки типоразмера, аккумулятор имеет диаметр — 18 мм и длину — 65 мм. Внешне он напоминает классические батарейки формата АА, но на самом деле тип 18650 имеет больше мощности и емкости. Напряжение на выходе составляет 3,7 вольта, а емкость может колебаться в рамках 1600-3600 мАч. Их можно использовать, как отдельно, так и в системе PowerBank.

Батареи типа 18650 могут выдерживать около 1 тыс. циклов зарядки/разрядки. Со временем емкость батареи можно восстановить, если отсутствуют механические повреждения корпуса.

Устройства, работающие на аккумуляторах 18650

Аккумуляторы 18650 очень широко применяются в бытовых условиях. Наиболее часто их используют в обычных светодиодных фонариках, так как батарея позволяет ему работать длительное время без необходимости подзарядки.

Особенно полезно это свойство в затяжных походах на природу, когда в принципе нет возможности подзарядить какие-либо электроприборы.

Для обычного фонарика нужна батарея 18650 со специальной платой контроля электропитания, иначе за этим процессом придется следить самому.

Очень часто такие аккумуляторы применяют и в электрических приборах, как, например, беспроводной дрели (шуруповерте). Беспроводные инструменты намного удобнее аналогов с прямым подключением в сеть, поэтому их приобретают чаще.

Для их подзарядки используют систему PowerBank, работающую как раз на аккумуляторах типа 18650. Прибор может работать долгое время без подзарядки, а когда батарея сядет, его можно смело поставить на зарядку и не беспокоиться насчет того, чтобы вовремя выключить из сети.

В этом и проявляются главные преимущества аккумулятора: малые габариты, высокая емкость, отсутствие эффекта памяти.

Иногда батареи типоразмера 18650 могут применяться и в ноутбуках. Как и в случае с шуруповертом, здесь никак не обойтись без PowerBank. Совместно спаренные батареи могут выдавать мощность, достаточную для нескольких часов автономной работы ноутбука.

Совет

Что интересно, здесь, как и в случае со стандартным аккумулятором, возможна подзарядка во время работы подключенного в электросеть ноутбука.

Это очень удобно, но необходимо вовремя отключать блок питания для ноутбука от сети, чтобы ресурс батареи не уменьшался.

Таким образом, исходя из своих преимуществ, батарея 18650 является хорошим аналогом обычным батарейкам и классическим литий-ионным аккумуляторам.

Источник: https://se78.ru/company/articles/2017/gde_ispolzuyutsya_akkumulyatory_18650/

Батарейки и аккумуляторы. Тесты и сравнения

Различные устройства, требующие электропитания, прочно вошли в жизнь туриста. Фонари, GPS, телефоны, рации, КПК, фото- и видеоаппаратура. Вариантов элементов питания придумано уже много. Есть одноразовые (батарейки) и многоразовые перезаряжаемые (аккумуляторы).

К сожалению, производители придумали всякие значки, классификации типа Экстра, Ультра, Плюс, Супер, Макси, Турбо и т.д, вместо того, чтобы написать внятно характеристики элементов питания.

О их разновидностях и производителях, тесты и сравнительные характеристики, какие лучше использовать, в каких условиях и ситуациях, и пойдёт речь.

Поскольку элементы питания ведут себя очень по-разному при разных токах разряда, я приведу для ориентировки средние токи, потребляемые разными устройствами:

Цифровой фотоаппарат: 0,5-1,5А Фонарь на лампе накаливания: 0,5-1А Фонарь на одном мощном светодиоде: 0,04-1А Фонарь на 5 слабых светодиодах: 0,04-0,1А Бритва Gillette M3 Power: 0,08A Детская игрушка: 0,1-0,4А MP3 плеер: 0,1А

Кварцевые часы: 0.0001А

Если устройство питается от 1.5V батареек, посчитать примерный потребляемый ток (в А) можно, разделив ёмкость используемых батареек (в А), на количество часов непрерывной работы (или суммарное количество часов работы).

Нас интересует, какое время проработает наше устройство от конкретных батареек. Для этого будем сравнивать ёмкость батареек в различных режимах. Ёмкость будем измерять в ампер-часах (Ач). То есть, если ёмкость батарейки 1Ач(1000мАч), то при нагрузке 0,5А она проработает 2 часа, при нагрузке 0,1А – 10 часов.

Обратите внимание

Все элементы питания при разных нагрузках имеют разную ёмкость. Обусловлено это наличием внутреннего сопротивления, сильно отличающегося для разных производителей и типов. Также ёмкость сильно меняется от температуры.

Поэтому тесты проводились при 23 градС для токов разряда 250мА(0,25А), 750мА, 2500мА, а также для тока 500мА при температуре -15 градС. В тестах участвуют элементы питания типа АА.

Солевые батарейки.

Это самые дешёвые батарейки. 0,1-0,25$/шт. Срок хранения до 3-х лет.

при 2,5А и при -15 солевые батарейки вообще отказались работать.

Щёлочные батарейки. Они же Алкалайн, Алкалин.

Средние по цене, 0,5-0,8$/шт. Срок хранения до 7 лет.

при -15 емкость упала на 90%.

Литиевые батарейки.

Самые дорогие. 2,5-4$/шт. Срок хранения до 15 лет.

Они могут отдать очень большой ток, вплоть до 10-20 А, поэтому в паспорте к устройству должна быть указана возможность работы от таких элементов. Иначе их лучше не использовать.

Поскольку в тестах принимала участие только одна литиевая батарейка, показаны её характеристики в сравнении с солевой и щёлочной, лидерами в своих категориях. Для 250мА данных не привожу, поскольку они такие же, как для 750.

при -15 емкость упала на 20%.

Выводы по батарейкам:

Солевые батарейки совершенно не пригодны для токов более 100мА и низких температур.

Шелочные(Алкалайн) батарейки оптимальны для токов до 250мА, при больших токах сильно теряют ёмкость. Не пригодны при низких температурах. Малопригодны для фото-видеотехники (она кратковременно потребляет большие токи).

Литиевые – одинаково отлично работают при любых токах. Хорошо работают при морозе. Но, поскольку при малых токах их ёмкость только в 1.5-2 раза выше, чем у щёлочных, а цена выше в 5 раз, то для малых токов их использовать накладно. Для больших токов, как в фото-видеотехнике и мощных фонарях, они оптимальны, и замены им нет(среди батареек).

Аккумуляторы Ni-MH.

Тестировались аккумуляторы с паспортной ёмкостью более 2500мАч. Сейчас их стоимость порядка 3-5$, то есть сравнима с литиевыми батарейками. У Ni-MH аккумуляторов есть существенный недостаток – высокий ток саморазряда. За неделю их заряд падает на 10-20%, за месяц на 30%, за год – в ноль.

Поэтому использовать их для слабых токов с длительным по времени разрядом бессмысленно. Но сейчас появилось новое поколение Ni-MH аккумуляторов – так называемые Ready-to-Use. Они имеют низкий ток саморазряда и продаются уже заряженными. За год такие элементы теряют всего 15-30% заряда.

В тесте участвуют 3 таких аккумулятора, и выделены внизу в отдельную группу.

Важно

при морозе -15 емкость падает на 30%, также аккумуляторы портятся при заряде на морозе.

Условия эксплуатации и хранения:

— не подвергать глубокому разряду (держать заряд на уровне минимум 20%);

— не оставлять на длительное хранение разряженную батарею.

— не подвергать воздействию температур ниже  -20°C и повышенных температур;

— хранить и использовать при комнатной температуре.

Аккумуляторы Li-Ion.

Этот тип аккумуляторов тест не проходил. По двум причинам: не существует таких аккумуляторов на напряжение 1.2-1.5В. И существует всего один вид аккумуляторов форм-фактора АА – 14500, с напряжением 3.6В и ёмкостью 900мАч. У Ni-MH — 1.2В при 2700мАч.

То есть по соотношению объёма к ёмкости Li-Ion аккумуляторы на равне с современными Ni-MH. По разрядным характеристикам они тоже близки. В мороз Ni-MH работают даже лучше. К тому же они долговечнее, дешевле и их можно заменить обычными батарейками.

Производители устройств делают оригинальные, нестандартных форм Li-Ion аккумуляторы, что делает невозможной взаимозаменяемость.

Итоги. Батарейки против аккумуляторов.

По разрядным характеристикам Никель-металлгидридные (Ni-MH) аккумуляторы оказались на равне с литиевыми батарейками. Пока они им уступают только из-за наличия тока саморазряда, но и тут прогресс на месте не стоит.

Но, если учесть, что цена их одинакова, а аккумуляторы можно перезаряжать до 1000! раз, то победу можно смело отдать аккумуляторам. Литиевые батарейки оптимальны лишь в трёх случаях: когда аккумуляторы сели и их негде зарядить.

Или когда необходимо питать редко использующееся мощное устройство, например фонарь, валяющийся в машине «на всякий случай». И в наружных устройствах с малым потреблением, например заоконный термометр.

Зарядка и эксплуатация аккумуляторов.

Поскольку емкость и количество возможных циклов заряд/разряд сильно зависят от качества заряда, стоит подробно разобраться с этим вопросом.

Совет

Методы заряда и, соответственно, типы зарядных устройств можно разделить на четыре группы. При этом во всех случаях мы будем указывать зарядный ток через ёмкость аккумулятора: например, рекомендация заряжать током величиной «0,1С» означает, что аккумулятору ёмкостью 2700 мА*ч в такой схеме соответствует ток 270 мА (0,1*2700 = 270), а аккумулятору ёмкостью 1400 мА*ч – 140 мА.

Читайте также:  Что такое линейное и фазное напряжение, каково их соотношение?

Медленный заряд током 0,1C

Этот метод основан на том, что современные аккумуляторы легко выдерживают перезаряд (то есть попытку «залить» в них больше энергии, чем аккумулятор может хранить), если зарядный ток не превышает величины 0,1C. Если ток превышает эту величину, аккумулятор при перезаряде может выйти из строя.

Соответственно, слаботочное зарядное устройство не нуждается в каком-либо контроле окончания заряда: ничего страшного в избыточной его продолжительности нет, аккумулятор просто рассеет лишнюю энергию в виде тепла. Соответствующие зарядные устройства дёшевы и весьма широко распространены.

Для зарядки аккумулятора достаточно оставить его в таком ЗУ на время не менее 1,6*C/I, где C – ёмкость аккумулятора, I – зарядный ток. Скажем, если мы берём ЗУ с током 200 мА, то аккумулятор ёмкостью 2700 мА*ч гарантированно зарядится за 1,6*2700/200 = 21 час 36 минут.

Почти сутки… в общем, главный недостаток таких ЗУ очевиден – время зарядки зачастую превышает разумные величины.

Тем не менее, если вы никуда не торопитесь, такое зарядное устройство вполне имеет право на жизнь. Главное – если вы используете аккумуляторы малой ёмкости в паре с современным ЗУ, проверьте, чтобы ток зарядки (а он обязательно должен быть указан в характеристиках ЗУ) не превышал 0,1C. Также стоит учесть, что медленный заряд способствует проявлению у аккумуляторов эффекта памяти.

Заряд током 0,2…0,5С без контроля окончания заряда

Подобные зарядные устройства хоть и редко, но всё же встречаются – в основном среди дешёвой китайской продукции. При токе 0,2…0,5С они либо не имеют контроля окончания заряда вообще, либо имеют только встроенный таймер, выключающий аккумуляторы через заданное время.

Использовать подобные ЗУ категорически не рекомендуется: так как контроля окончания заряда нет, то в большинстве случаев аккумулятор окажется недо- или перезаряжен, что существенно сократит срок его жизни. Сэкономив на зарядном устройстве, вы потеряете деньги на аккумуляторах.

Заряд током до 1C с контролем окончания заряда

Обратите внимание

Этот класс зарядных устройств – наиболее универсален для повседневного применения: с одной стороны, они обеспечивают зарядку аккумуляторов за разумное время (от полутора до четырёх-шести часов, в зависимости от конкретного ЗУ и аккумуляторов), с другой, чётко контролируют окончание заряда в автоматическом режиме.

Наиболее часто встречающийся метод контроля окончания заряда – по спаду напряжения, обычно он называется «метод dV/dt», «метод отрицательной дельты» или «метод -?V».

Заключается он в том, что в течение всей зарядки напряжение на аккумуляторе медленно растёт – но когда аккумулятор достигает полной ёмкости, оно кратковременно снижается.

Это изменение очень небольшое, однако его вполне можно обнаружить – и, обнаружив, прекратить заряд.

Многие производители зарядных устройств также указывают в их характеристиках «микропроцессорный контроль» – но, по сути, это то же самое, что и контроль по отрицательной дельте: если он есть, то он осуществляется специализированным микропроцессором.

Впрочем, контроль по напряжению – не единственный доступный: в момент накопления аккумулятором полной ёмкости в нём резко возрастает температура корпуса, что также можно контролировать. На практике, впрочем, технически проще всего измерять напряжение, поэтому другие методы контроля окончания заряда встречаются редко.

Также многие качественные зарядные устройства имеют два защитных механизма: контроль температуры аккумуляторов и встроенный таймер. Первый останавливает зарядку, если температура превысит допустимый предел, второй – если за разумное время остановка заряда по отрицательной дельте не сработала. И то, и другое может случиться, если мы используем старые или попросту некачественные аккумуляторы.

Закончив зарядку аккумуляторов большим током, наиболее «разумные» зарядные устройства ещё некоторое время дозаряжают их малым током (менее 0,1C) – это позволяет получить от аккумуляторов максимальную возможную ёмкость. Индикатор заряда на устройстве при этом обычно гаснет, показывая, что основная стадия зарядки закончена.

Важно

Проблем с подобными устройствами бывает две. Во-первых, не все из них способны с достаточной точностью «поймать» момент спада напряжения – но, увы, это проверить можно только опытным путём. Во-вторых, хотя такие устройства обычно рассчитаны на 2 или 4 аккумулятора, большинство из них не умеют заряжать эти аккумуляторы независимо друг от друга.

Например, если в инструкции к ЗУ указано, что оно может заряжать только 2 или 4 аккумулятора одновременно (но не 1 и не 3) – это значит, что оно имеет лишь два независимых канала заряда. Каждый из каналов обеспечивает напряжение около 3 В, а аккумуляторы включаются в них попарно-последовательно. Следствия из этого два.

Очевидное заключается в том, что вы не сможете зарядить в подобном ЗУ одиночный аккумулятор (а, скажем, ваш покорный слуга ежедневно пользуется mp3-плеером, работающим именно от одного AAA-аккумулятора). Менее очевидное – в том, что контроль окончания заряда также осуществляется только для пары аккумуляторов.

Если вы используете не слишком новые аккумуляторы, то просто из-за технологического разброса одни из них состарятся немного раньше других – и если в паре попались два аккумулятора с разной степенью старения, то такое ЗУ либо недозарядит один из них, либо перезарядит второй.

Разумеется, это будет только усугублять темпы старения худшего из пары.

«Правильное» зарядное устройство должно позволять заряжать произвольное количество аккумуляторов – один, два, три или четыре – а в идеале, ещё и иметь для каждого из них отдельный индикатор окончания зарядки (в противном случае индикатор гаснет, когда зарядится последний из аккумуляторов).

Только в таком случае у вас будут некоторые гарантии того, что каждый из аккумуляторов будет заряжен до полной ёмкости независимо от состояния остальных аккумуляторов.

Отдельные индикаторы заряда позволяют также отлавливать преждевременно вышедшие из строя аккумуляторы: если из четырёх элементов, использовавшихся вместе, один заряжается значительно дольше или значительно быстрее остальных, значит, именно он и будет слабым звеном всей батареи.

Многоканальные зарядные устройства имеют и ещё одну приятную особенность: во многих из них при зарядке половинного количества аккумуляторов можно выбирать скорость заряда.

Скажем, ЗУ Sanyo NC-MQR02, рассчитанное на четыре аккумулятора формата AA, при зарядке одного или двух аккумуляторов позволяет выбирать зарядный ток между 1275 мА (при установке аккумуляторов в крайние слоты) и 565 мА (при установке их в центральные слоты). При установке трёх или четырёх аккумуляторов они заряжаются током 565 мА.

Совет

Кроме удобства в эксплуатации, ЗУ данного типа являются и наиболее «полезными» для аккумуляторов: заряд током средней величины с контролем окончания заряда по отрицательной дельте является оптимальным с точки зрения увеличения срока жизни аккумуляторов.

Отдельный подкласс быстрых зарядных устройств – ЗУ с предварительным разрядом аккумуляторов. Сделано это для борьбы с эффектом памяти и может быть весьма полезно для Ni-Cd аккумуляторов: ЗУ проследит, чтобы сначала они были полностью разряжены, и только после этого начнёт заряд. Для современных Ni-MH такая тренировка уже не является обязательной.

Заряд током более 1C с контролем окончания заряда

И, наконец, последний метод – сверхбыстрый заряд, продолжительностью от 15 минут до часа, с контролем заряда опять же по отрицательной дельте напряжения. Достоинств у таких ЗУ два: во-первых, вы почти моментально получаете заряженные аккумуляторы, во-вторых, сверхбыстрый заряд позволяет в большой степени избежать эффекта памяти.

Есть, впрочем, и минусы. Во-первых, не все аккумуляторы хорошо выдерживают быстрый заряд: недостаточно качественные модели, имеющие большое внутреннее сопротивление, могут в таком режиме перегреваться вплоть до выхода из строя.

Во-вторых, очень быстрый (15-минутный) заряд может негативно влиять на срок жизни аккумуляторов – опять же, из-за их избыточного нагрева при заряде.

В-третьих, такой заряд «наполняет» аккумулятор лишь до 90 % ёмкости – после чего для достижения 100 % ёмкости требуется дополнительный дозаряд малым током (впрочем, большинство быстрых ЗУ его осуществляют).

Тем не менее, если вы нуждаетесь в сверхбыстрой зарядке аккумуляторов, приобретение «15-минутного» или «получасового» ЗУ будет хорошим выходом. Разумеется, использовать с ним надо только качественные аккумуляторы крупных производителей, а также своевременно исключать из батарей отслужившие своё экземпляры.

Если же вас устраивает продолжительность заряда в несколько часов, то оптимальными по-прежнему остаются описанные в предыдущем разделе ЗУ с зарядным током менее 1C и контролем окончания заряда по отрицательной дельте напряжения.

Обратите внимание

Отдельный вопрос – совместимость зарядных устройств с разными типами аккумуляторов. ЗУ для Ni-MH и Ni-Cd, как правило, универсальны: любое из них может заряжать аккумуляторы каждого из этих двух типов.

ЗУ для Ni-MH аккумуляторов с окончанием заряда по отрицательной дельте напряжения, даже если для них это не заявлено прямо, могут работать и с Ni-Cd аккумуляторами, а вот наоборот – увы.

Дело здесь в том, что скачок напряжения, та самая отрицательная дельта, у Ni-MH заметно меньше, чем у Ni-Cd, поэтому не всякое ЗУ, настроенное на работу с Ni-Cd, сможет «почувствовать» этот скачок на Ni-MH.

Для других же типов аккумуляторов, включая литий-ионные и свинцово-кислотные, эти ЗУ непригодны в принципе – такие аккумуляторы имеют совершенно другую схему заряда.

Источник: http://goodway.club/tourism/battery/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector