Как обеспечить безопасность студийным звуковым приборам?

Конспект практики «Знакомство со студией»

Преподаватель Евгений Дёмшин

Преимущество съёмки с доступным светом от окна или с источниками постоянного света в том, что мы видим световой рисунок до того, как кадр сделан.

Но свет от окна ограничен в модификации: изменить его яркость, направление и жёсткость в широких пределах невозможно.

Постоянные источники света позволяют создавать нужное освещение, но громоздки и потребляют много энергии. Их применяют в кинематографе.

Обратите внимание на количество осветителей в титрах голливудских блокбастеров. Для управления такими махинами нужна целая команда.

Полный контроль над освещением, мобильность и энергоэффективность возможны при использовании импульсного света. Импульсные источники света (студийные вспышки) состоят из двух ламп — лампы-вспышки и лампы постоянного света до 300 Вт (или пилотный свет, «пилот» необходим для оценки светотеневого рисунка до съёмки).

1— лампа пилотного света, 2 — лампа импульсного света

Параметры импульсных источников света

Главная характеристика студийных вспышек — мощность импульса, она измеряется в джоулях (Дж). Мощности прибора от 100 Дж до 250 Дж достаточно для любой портретной или предметной съёмки в небольших помещениях. Для студий площадью в 100 кв. м., подойдут источники до 500 Дж.

Этой мощности достаточно для заполняющего освещения всей площади павильона. Для больших съёмочных площадок или уличной съёмки целесообразно использовать источники мощностью 1000 Дж и выше. Одно из преимуществ мощных приборов — малое время перезарядки при их использовании в режиме неполной мощности.

Для удобства управления мощность приборов регулируется в стопах экспозиции.Импульсные источники, как и накамерные вспышки, имеют световую температуру в 5500K — 6000K, в зависимости от модели и производителя.

Обратите внимание

Поэтому при их использовании рекомендуется установить баланс белого «вспышка» или выставить точное значение в кельвинах, если такая функция есть в камере.На рынке представлены модели разных производителей: от бюджетных Raylab до дорогих Profoto.

В студиях, доступных для аренды, чаще всего приборы среднего ценового сегмента: Hensel, Bowens, Elinchrom. Эргономика органов управления зависит от производителя, но функционально они отличаются мало.

Органы управления моноблоков Bowens Gemini R

  1. Рукоятка изменения мощности с шагом в 1 ступень.
  2. Индикатор текущей мощности прибора.
  3. Рукоятка изменения мощности с шагом в 0,1 ступень.
  4. Кнопка «Тест».

Задняя панель моноблоков Bowens Gemini R

  1. Разъём для подключения к сети.
  2. Кнопка включения/выключения прибора.
  3. Разъём для подключения к портативной батарее.
  4. Разъём подключения синхронизатора.

  5. Переключатель режимов работы пилотного света.
  6. Включение/выключение индикации готовности прибора приказанием пилотного света.
  7. Включение/выключение звуковых сигналов.

  8. Включение/выключение фотоловушки.

Способы синхронизации и настройка камеры

Синхронизация камеры и прибора

Синхронизаторы бывают разных производителей. Основная характеристика — уверенный приём и дистанция срабатывания.

Чтобы студийные вспышки срабатывали синхронно с открытием затвора, используют радиосинхронизаторы. Передатчика два: один подключается к вспышке, другой устанавливается на камеру.

В момент спуска затвора сигнал передаётся на прибор и вспышка срабатывает синхронно с открытием затвора. Синхронизаторы должны быть в студии и не требуют дополнительной настройки.

Синхронизация приборов между собой

Если в световой схеме задействуется больше одной вспышки, то для синхронного запуска всех приборов используют встроенные в приборы фотоловушки.

Ловушка чувствительна к яркому импульсу света и при срабатывании вспышки, подключённой по синхронизатору, запускает прибор. Задержки при срабатывании не происходит.

Вспышка, срабатывающая от радиосинхронизатора, называется ведущей. Она запускает остальные вспышки, поджигающиеся по фотоловушке, — ведомые.

Для работы со студийными вспышками важно понимать различие между тем, как выдержка и диафрагма контролируют свет. Выдержка контролирует постоянный свет (дневной свет, лампы). Длительность выдержки не влияет на экспозицию импульсного источника света.

Длительность импульса вспышки составляет от 1/800 в бюджетных моделях до 1/2500 секунды и выше в профессиональных приборах. Пока выдержка длиннее времени импульса, она не оказывает влияния на экспозицию кадра. Но короткие выдержки не подходят для съёмки со студийной вспышкой. Дело в особенности конструкции щелевого затвора.

Важно

При выдержках короче, чем время синхронизации, затвор полностью не открывается. Это значение зависит от модели камеры, посмотрите в инструкции «выдержка синхронизации». Выдержка в 1/125 секунды подходит для любой камеры.

Выдержки короче времени синхронизации отрабатываются движением щели вдоль матрицы камеры, образованной передней и задней шторками затвора. В результате, в момент срабатывания импульса, экспонируется узкая полоска матрицы и снимок получается частично освещённый, частично нет.

На верхнем графике показан принцип работы студийных вспышек на выдержке синхронизации, когда затвор камеры полностью открывает матрицу камеры. На нижнем графике показана работа при скоростной синхронизации, когда импульс вспышки срабатывает всё время движения щели затвора вдоль матрицы. Скоростной синхронизацией обладают генераторные источники света.

Итак, при съёмке с импульсными приборами устанавливается «выдержка синхронизации», она не меняется. Значение ISO устанавливается минимальным для максимального качества снимков. А экспозиция контролируется диафрагмой или мощностью прибора. Съёмка ведётся в ручном режиме «M».

Светомодифицирующие насадки

Импульсные моноблоки — точечные источники света, мощные и маленькие по размеру. Свет жёсткий и распространяется во всех направлениях. Но жёсткость и направленность легко меняются светомодифицирующими насадками. По характеру освещения насадки делятся на жёсткие и мягкие. Жёсткий свет характеризуется чёткими, глубокими тенями.

Чем жёстче свет, тем меньше полутонов и оттенков он содержит. Мягкий свет, напротив, имеет мягкие растушёванные границы теней и содержит больше полутонов. Чем больше площадь источника света, а также чем ближе он к снимаемому объекту, тем мягче свет на снимке.

Поэтому визуально легко отличить жёсткие насадки от мягких: большие с рассеивающей тканью — мягкие насадки, а маленькие металлические — жёсткие.

Рефлектор

Основная насадка студийных вспышек. Рефлекторы применяются как самостоятельно, так и в сочетании с другими насадками (зонтами, шторками, фильтрами). Задачи рефлекторов — ограничение светового потока по углу распространения и концентрация его в определённом направлении.

Фоновый рефлектор

Предназначен для освещения студийных фонов или другого заднего плана. Его задача — обеспечить равномерное распределение освещения и исключить попадание света в объектив камеры.

Портретная тарелка

Разновидность рефлектора. Благодаря круглой форме и дополнительному рефлектору, закрывающему лампу прибора, свет получается одновременно сконцентрированным и мягким. Поэтому насадку используют при съёмке портретов. На портретную тарелку могут устанавливаться соты или софт-насадки.

Тубус («спот»)

Насадка конической формы. Даёт возможность выставлять световые акценты, выделяя светом небольшую деталь сцены.

Софтбокс

Совет

Насадка прямоугольной формы, моделирующая мягкий рассеянный свет. Характер освещения софтбокса зависит от формы, размера и расстояния до модели.

Стрипбокс

Разновидность софтбокса, длина которого в несколько раз превышает ширину. Стрипбоксы используются для освещения моделей в полный рост, а также при съёмке крупных предметов. Стрипбоксы подходят для создания длинных и узких бликов на отражающих поверхностях. Например, бутылках.

Октобокс

Восьмиугольный софтбокс большого диаметра. Используется в качестве рисующего света для групповых портретов. В портретной съёмке даёт круглую форму бликов в глазах моделей.

Распространение света в пространстве

Интенсивность освещения при удалении от источника света меняется в соответствии с законом обратных квадратов. Мощность источника света в некоторой точке пространства обратно пропорциональна квадрату расстояния до этого источника света. Разберёмся на примере.

Модель стоит на расстоянии одного метра от источника света, который включён на полную мощность — 100%. Если модель отойдёт на метр дальше, дистанция до источника света составит два метра. Согласно закону, расстояние возведём в квадрат, обратное значение которого составит ¼.

Значит, мощность света в новой точке упадет до ¼ или 25% от первоначальной.

Если мы снимаем модель, находящуюся близко к источнику света, то незначительное изменение расстояния приведёт к существенному изменению освещённости.

Если модель стоит от источника в 4-х и более метрах, изменения в пару шагов не окажут существенного влияния на экспозицию.

Особое внимание расположению моделей нужно уделять при съёмке группового портрета. При близком расположении группы к источнику, разница положения людей в 20-30 см от источника приведёт к заметной разнице в освещённости на лицах. Но если группу расположить подальше от источника света, то все объекты будут освещены достаточно равномерно.

Студийное оборудование дорогое и тяжёлое. Неаккуратное обращение с ним приведёт к финансовым потерям или травмам. Соблюдая следующие рекомендации, вы убережёте себя от печальных последствий.

В любой непонятной ситуации обращайтесь к администратору.

Источник: http://evgeniidemshin.ru/education/foundation/studio

Устройства для подавления шума в квартире

Жизнь городского жителя полна стрессов. Поэтому, приходя домой, каждый горожанин стремиться к максимальному комфорту и тишине. Но, увы, если комфорт еще достижим, то вот спрятаться от шума мегаполиса — не так просто.

Да и, что греха таить, многие современные многоэтажки не отличаются хорошей шумоизоляцией. Многим знакомо ощущение «родства» с соседями, возникающее оттого, что все перипетии их жизни зачастую слышны лучше, чем телепередача.

Традиционными способами избавления от уличного шума до сих пор считались пластиковые стеклопакеты, а от внутридомового – звукоизоляция стен, пола и потолка специальными строительными материалами. Это применимо до сей поры, но неужели современная наука не придумала чего-нибудь еще? Давайте рассмотрим лучшие инновации для города в области устройств для активного подавления шума в квартире.

Радиоэлектронные «глушилки»

Далеко не всегда наши музыкальные пристрастия совпадают со вкусами соседей. Громкая музыка или «орущий» телевизор – бич многих многоквартирных домов. Нравится одному – слушают все. А если соседи еще и поклонники караоке – проблема становится еще острее.

Увы, к сожалению, далеко не всегда эти «музыкальные» люди адекватно реагируют на просьбы «сделать потише».

Что ж, если не удается договориться «по-хорошему», а нервы уже – на пределе, приходится принимать радикальные меры И для этого не обязательно привлекать правоохранительные органы.

Такое устройство можно как приобрести, так и сделать самому. В интернете можно найти массу схем, следуя которым можно эти глушилки электроники изготовить. Схемы могут быть как простые, так и достаточно сложные, однако принцип их работы по сути одинаков.

Принцип работы устройства радиочастотного подавления

Прибор, задача которого — заглушать работу электронных устройств, является генератором сигналов в таком же диапазоне частот, как и частоты заглушаемых устройств, только — в противофазе.

Генерируемые прибором сигналы не несут никакой информации, это просто — «белый шум». Поэтому перед покупкой прибора необходимо в первую очередь определиться с диапазоном частот, в котором этот прибор работает.

Смысл прост — если частоты не будут совпадать, устройство не будет выполнять свою функцию.

Радиус подавления

После диапазона частот, вторая важная характеристика «глушилки» — это ее радиус действия. Расстояние, на которое действует эффект радиочастотной «глушилки», зависит от многих факторов: где используется прибор – на улице или в помещении, какая стоит погода и прочее.

Подавление работы электронных устройств — это не миф.

Подобное устройство для подавления шума в квартире купить можно в различных интернет-мазагинах. Цена колеблется от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей (в зависимости от мощности аппарата и диапазона покрываемых частот).

Читайте также:  Безопасно ли подключать приборы через переходники?

Устройство подавления шума в квартире Sono

Эту систему разработал австрийский промышленный дизайнер Рудольф Стефанич. В основе принципа работы Sono лежит таже технология, которая используется в наушниках. Это маленькое устройство крепится с помощью особых присосок на окно и поглощает большую часть посторонних звуков, доносящихся с улицы.

Комплект устройства состоит из микрофона, динамика и встроенного процессора. Прижатый к стеклу динамик использует его в качестве резонатора и воспроизводит звуки в противофазе.

Зачем это нужно? Очень просто. Можно, к примеру, заблокировать шум автомобилей и коммунальной техники, но настроить прибор на пропуск звуков щебетания птиц и шелеста листвы.

Обратите внимание

Помимо этого, система Sono сможет сама воспроизводить разнообразные приятные звуки: пение китов, шелест леса, шум прибоя и тому подобное.

В 2013 году этот концептуальный проект пробился в финал на конкурсе James Dyson Award. К сожалению, купить это устройство сейчас невозможно, так как Sono пока существует только в качестве прототипа.

В данный момент автор системы ищет инвесторов для запуска устройства в массовоепроизводство.

Система активного шумоподавления

Эффекта, подобного тому, что мы описали выше (система Sono), может когда-нибудь добиться система активного шумоподавления. Инженеры-акустики из Технического университета Берлина предлагают гасить внутри рамы выбранные пользователем уличные звуки с помощью вмонтированных между стеклами рам компактных громкоговорителей.

Немецкие специалисты считают, что их систему можно будет применять не только в жилых и административных помещениях, но и в автомобилях и самолетах.

На данный момент система находится в разработке, поэтому более подробная информация по ней отсутствует.

«Пузырь тишины»

Заокеанские изобретатели тоже не остались в стороне. Компания Celestial Tribe из Сан-Франциско предложила свое устройство для подавления шума Muzo, которое также может обеспечивать приватность общения, создавая вокруг собеседников так называемый «пузырь тишины»

Muzo выглядит как небольшая колонка, которая отсекает нежелательные звуки от пользователя.

В отличие от устройств 2 и 3 нашего списка, Muzo в скором времени может появиться в продаже. Стартовав на Kickstarter летом 2016 года, разработчики собрали более четырехсот тридцати тысяч долларов (при планируемых ста тысячах). В связи с этим на Indiegogo уже начат прием предзаказов.

По данным различных источников, до первых владельцев этот активный поглотитель шума в квартире или офисе доберется в январе-феврале 2017-го года, а его стоимость составит от 119 до 159 $ USA.

Источник: http://muzo.biz/muzo/ustrojstva-podavleniya-shuma.html

Устройства вывода звука

С развитием информационных технологий сферы использования звука самые разнообразные: от образовательных, развивающих (чтение, музыка и пр.), бизнес-приложений (тренингов, пресс-конференций, презентаций) до профессиональных программ (прослушивание шумов в сердце, обучение радиотелеграфистов) и профессиональных мультимедиа (озвучивание фильмов, музыкальные редакторы).

К устройствам вывода звука в современных ПК относят: колонки, наушники, динамики.

Колонки

Определение 1

Колонки – периферийное устройство вывода, которое служит для воспроизведения звука.

В основном используется акустическая система, которая состоит их двух колонок, но существуют варианты с большим числом. Колонки различаются размерами, формой и мощностью.

Колонки (или акустическая система) преобразуют электрический сигнал в звуковое давление.

Колонки бывают однополосными (с одним широкополосным излучателем, например, динамической головкой) и многополосными (с двумя и большим количеством головок, которые создают звуковое давление в своей частотной полосе).

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Также колонки разделяют на:

  • активные (имеют встроенный усилитель, регулятор громкости и тембра, нужны дополнительные источники питания);
  • пассивные (малой мощности).

Рисунок 1. Активные колонки

Рисунок 2. Пассивные колонки

Наушники

Наушники являются устройством для персонального прослушивания звуковой информации.

По способу передачи звука наушники разделяют на:

  • проводные – соединены с источником с помощью провода, могут обеспечить звук максимального качества;
  • беспроводные – соединяются через беспроводной канал (bluetooth, радио- или инфракрасный). Такие устройства вывода звука мобильны, но имеют привязку к базе и ограниченный радиус действия. Обеспечивают более низкое качество звука, чем проводные.

По типу конструкции (виду) наушники делятся на:

  • вставные («вкладыши») – устанавливаются в ушную раковину;
  • канальные (внутриканальные, «затычки») – устанавливаются в ушной канал;
  • накладные – накладываются на ухо;
  • полноразмерные (мониторные) – охватывают все ухо.

По акустическому оформлению наушники разделяют на:

  • наушники открытого типа – частично пропускают внешние звуки, при этом достигается более естественное звучание. Преимуществом использования является отсутствие давления на внутреннее ухо;
  • наушники полуоткрытого типа – обеспечивают частичную звукоизоляцию;
  • наушники закрытого типа – обеспечивают полную звукоизоляцию.

Рисунок 3. Наушники открытого типа

Рисунок 4. Наушники закрытого типа

В наушниках используется один из трех типов соединительных разъемов: jack, mini jack или micro jack.

Наушники могут крепиться на голове с помощью вертикальной дужки или с помощью затылочной дужки, на ушах с помощью заушины или клипс, или не иметь креплений (вставные или канальные наушники).

Рисунок 5. Разъем jack

Рисунок 6. Принцип работы разъема

Основные технические характеристики наушников:

  • Частотная характеристика влияет на качество звука наушников. Среднее значение частоты от $18$ Гц до $20000$ Гц. Некоторые профессиональные наушники имеют интервал частот от $5$ Гц до $60000$ Гц. Наиболее часто используется частота от $5$ Гц до $125000$ Гц.
  • Чувствительность влияет на громкость звука в наушниках. Обычно наушники обеспечивают чувствительность не менее $100$ дБ, если чувствительность меньше, звук может быть слишком тихим.
  • Сопротивление (импеданс). Наушники делятся на низкоомные и высокоомные, причем это разделение зависит от их типа. Например, полноразмерные наушники с сопротивлением до $100$ Ом считаются низкоомными, а наушники внутриканального типа с сопротивлением выше $32$ Ом – высокоомные. Большинство современных наушников имеют величину сопротивления $32$ Ом. Наушники со значением сопротивления $16$ Ом обладают повышенной излучаемой акустической мощностью. Для студийной работы используют наушники с максимальным значением сопротивления.
  • Максимальная входная мощность влияет на громкость звучания.
  • Уровень искажений в наушниках измеряется в процентах, причем чем он меньше, тем выше качество звучания. Для частот от $100$ Гц до $2000$ Гц приемлемым является искажение до $1\%$, для частот ниже $100$ Гц – $10\%.$

Динамик

Определение 2

Динамик – является простейшим устройством вывода звука.

До появления сравнительно дешевых звуковых плат динамик являлся основным устройством воспроизведения звука. Обеспечивает достаточно низкое качество и примитивность звуков.

Динамик все же и сегодня остаётся штатным устройством ПК и в основном используется для подачи сигналов об ошибках, в частности при работе программы $POST$. Некоторые программы можно настроить на вывод звуковых сигналов через динамик, что бывает удобно, если к звуковой плате подключены наушники (по умолчанию не надетые).

Источник: https://spravochnick.ru/informatika/ustroystva_vyvoda_zvuka/

Как обеспечить безопасность дома ?

На сегодняшний день существует множество различных способов как обеспечить безопасность дома. Видеонаблюдение – один из самых эффективных способов обеспечения безопасности. Благодаря установке в своем доме такого устройства, как квадратор реального времени ЕР-4BQ, можно выводить одновременно на экран картинку с четырех камер.

Тогда экран монитора будет поделен на четыре четверти. Или же можно вывести с одной камеры полноразмерное изображение. Такое устройство – идеальное решение для систем наблюдения.

Здесь можно осуществлять автоматическое последовательное переключение четырех каналов, сверхчеткое изображение, обеспечивает в режиме реального времени четырехоконный вывод картинки на монитор.

Какими камерами лучше обеспечить безопасность дома ?

Корпусная цветная видеокамера КРС-650CHQ благодаря используемой 1/3 матрице SONY EX-View CCD может быть использована при очень плохой освещенности, без применения дополнительных устройств ИК-подсветки.

Наличие различных функций дает возможность устанавливать ее в профессиональных системах видеонаблюдения. Камера прекрасно подходит для использования дома и оснащена встроенной защитой от изменения полярности питающего напряжения.

Поставляется эта камера, как и черно-белая КРС-650ВН, без объектива. Его можно подбирать в зависимости от конкретно поставленной задачи.

Также для обеспечения безопасности вашего дома, вам поможет цветная видеокамера ДЕНЬ/НОЧЬ Infinity SR-DN530SD, благодаря наличию подвижного отсекающего ИК-фильтра, может осуществлять наблюдение в круглосуточном режиме. ИК-фильтр при дневном освещении обеспечивает корректировку спектральных характеристик ПЗС-матрицы, в соответствии с отличительными особенностями глаза человека.

Если освещенность объекта падает, то камера начинает работать в черно-белом режиме наблюдения. Кроме того, для обеспечения дополнительной безопасности дома стоит установить дополнительную ИК-подсветку. Камера сможет работать в абсолютной темноте. Может работать с любыми объективами. Данная камера оборудована встроенным меню, что обеспечивает более тонкую настройку изображения.

Кроме того, необходимо обеспечить безопасность в загородном доме или на даче. Но на то, что Вас могут защитить забор и двери от различных вандалов, мелких воришек, молодых людей, желающих разжиться или просто развлечься, забравшись в чужой дом — рассчитывать не приходится.

Есть множество различных систем, которые предупредят Вас о надвигающейся опасности. К примеру, антивандальная видеокамера МВК-0900С, которую невозможно повредить или снять без использования специального режущего металл инструмента, благодаря ее форме, напоминающей шар в стакане.

Важно

Конечно же, для обеспечения хорошего видеонаблюдения дома нужен и качественный звук. Этого можно добиться, используя микрофон DVR миниатюрных размеров, который самостоятельно регулирует силу звука, уменьшая или увеличивая его, благодаря встроенной автоматической регулировке усиления.

Данный микрофон захватывает звук в помещении и передает его на устройство, обеспечивающее запись/воспроизведение. Благодаря маленьким размерам, такой микрофон можно использовать в скрытой установке, как для дома, так и офиса.

Может использоваться в помещениях с площадью 50-150 квадратных метров.

Как обеспечить защиту дома от проникновения ?

Еще одним незаменимым охранником Вашего жилья станет детектор разбивания стекла GlassTech.

В нем использованы оригинальные методы, благодаря которым данный детектор распознает звуковой образ, возникающий во время разбивания стекол в окнах.

Имея высокую чувствительность, такой датчик способен различать звуки ложных и действительных тревог с высокой степенью надежности. Прекрасная возможность обеспечить безопасность вашего дома от незаконного проникновения по периметру.

Проживая и в городской квартире, нельзя быть уверенным в своей безопасности на 100%.

Хоть и вокруг большое количество соседей, но вряд ли кто услышит, как злоумышленник проник внутрь квартиры? И простой домофон не обеспечит гарантии безопасности дома: грабитель может представится работником коммунальной службы, и как Вы можете убедиться в правдивости его слов? А вот если у Вас будет установлен видеодомофон, то Вы можете посмотреть на его документы и оценить его по внешнему виду, и принять решение — стоит ли ему открывать дверь или нет.

Источник: http://tesakov.com/kak-obespechit-bezopasnost-doma

Законодательная база Российской Федерации

АКУСТИКА АППАРАТНО-СТУДИЙНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗВУКОВОГО КОНТРОЛЯ

1. Акустические свойства студий

1.1. Время стандартной реверберации, в течение которого плотность звуковой энергии в помещении после выключения источника звука снижается на 60 дБ, является основной акустической характеристикой студии.

У каждой студии есть оптимальное время реверберации и оно для студий разного размера различно. Для речевых дикторских студий малого объема оптимальное время реверберации равно 0,35 сек.

, а для больших концертных студий оно может составлять 2 сек.

В литературно-драматических студиях оптимальное время реверберации должно быть значительно меньше, чем в музыкальных, так как большое время реверберации уменьшает разборчивость текста.

Читайте также:  Как подключить обычный выключатель света вместо диммера?

1.2. Частотная характеристика времени реверберации, т.е. зависимость времени стандартной реверберации от частоты звукового сигнала, является второй важной акустической характеристикой студии.

Студии должны иметь определенную частотную характеристику времени реверберации.

Совет

При этом необходимо учитывать, что одни и те же материалы поглощают энергию колебаний различных звуковых частот не одинаково.

В помещениях студий не рекомендуется иметь ковры, драпировки и мягкую мебель, которые сильнее поглощают энергию высоких частот звукового диапазона, чем низких, что приводит к искажению тембра звука.

1.3. Диффузность звукового поля или равномерность распределения энергии отраженных волн по всему объему помещения, при котором уровень звуковых волн, приходящих с разных направлений, одинаков, а фазы случайны, также определяет акустические свойства студии.

1.4. Для качественного звучания передач следует соблюдать нормы заполнения студии исполнителями. Современные требования следующие:

– при исполнении музыкального произведения на каждого исполнителя должно приходиться по 35 – 50 куб. метров объема студии;

– объем студии для оркестра из 50 исполнителей должен быть не меньше 2000 куб. метров;

– при исполнении оперы, оратории, симфонического произведения коллективом из 150 – 200 исполнителей объем студии должен составлять 6000 – 10000 куб. метров и больше.

В противном случае происходит ухудшение качества звучания.

2. Оборудование звуковых студий

Технические средства, используемые при подготовке и проведении радиовещательной передачи и звукозаписи, располагаются в студии и технической аппаратной.

В студии устанавливаются микрофоны и громкоговорители для режиссерских команд и прослушивания исполнителями записанной программы.

2.1. Микрофоны

В радиовещании и профессиональной звукозаписи применяются в основном динамические и конденсаторные микрофоны, с кардиоидной и круговой диаграммой направленности.

Большое влияние на звукопередачу оказывает правильность подбора на микрофонных репетициях акустического отношения, т.е. соотношения между отраженными и прямыми звуковыми сигналами, в точке установки микрофона в студии.

Акустическое отношение зависит от расстояния микрофона от источника звука (исполнителя).

Обратите внимание

Естественность звучания, тембр и впечатление о реверберации самого помещения для радиослушателя значительно больше зависят от акустического отношения, чем для слушателя, находящегося в студии.

Если микрофон находится на близком расстоянии от исполнителя, то прямой звук преобладает (акустическое отношение А < 1), при этом реверберация на слух кажется значительно меньше, чем на самом деле, и даже в гулком помещении можно создать четкое звучание (так называемый ближний или крупный звуковой план).

Если микрофон находится на значительном расстоянии от исполнителя, он может попасть в зону, где отраженные звуки преобладают над прямыми (А > 1). Тембр звучания изменится, оно будет более гулким, “размытым”, субъективное ощущение реверберации увеличивается (дальний звуковой план). Этим приемом пользуются в сильно заглушенных помещениях для придания звучанию пространственности (воздушности).

Таким образом, в одной и той же студии, выбирая место микрофона относительно исполнителя и изменяя акустическое отношение, можно менять субъективное ощущение реверберации (“эквивалентную реверберацию”) и даже в монофонической передаче добиться эффекта объемности звучания.

2.2. Контрольные агрегаты

Слуховой контроль в студиях обычно осуществляется с помощью специального громкоговорящего устройства.

Контрольный агрегат содержит мощный усилитель и акустическую систему, состоящую из одного или нескольких громкоговорителей, установленных в специальном ящике. К контрольным агрегатам предъявляются жесткие требования, так как для неискаженной звукопередачи они должны иметь строго стандартизированные технические параметры с малыми допусками отклонения от нормы.

Качество громкоговорителя определяется следующими параметрами:

– номинальная мощность – та наибольшая мощность, при которой вносимые громкоговорителем искажения гармонического сигнала не превосходят допустимой техническими условиями величины (перегрузка громкоговорителя воспринимается на слух как дребезжание и хрипы);

– чувствительность, определяющая эффективность работы громкоговорителя;

– частотная характеристика – зависимость чувствительности от частоты звукового сигнала (чем шире интервал звуковых частот, который воспроизводится громкоговорителем, и чем ровнее его частотная характеристика, тем лучше громкоговоритель);

– характеристика направленности громкоговорителя – определяет рабочее пространство, которое покрывает своим излучением громкоговоритель.

Чтобы звуковая картина не изменялась при различных размещениях слушателей и контрольного агрегата, используют два и более высокочастотных излучателя, что позволяет перекрыть звуковым полем максимальное пространство.

Контрольные агрегаты монтируются в специальных ящиках или деревянных тумбах, от конструкции, материала и внутренней акустической обработки которых зависит качество воспроизведения.

Важно

При организации звукового контроля в аппаратных музыкальных студий и аппаратных сведения следует прежде всего выбрать принцип размещения звуковых контрольных агрегатов. Они могут быть либо встроены в стены, либо размещаться свободно на полу. В настоящее время первый подход является более распространенным.

Данный выбор носит принципиальный характер, так как от этого зависит подход к акустическому решению помещений. При пространственном размещении контрольных агрегатов следует учитывать требования международных документов, в частности “Technical Document AEStd 1001.0.01-05 / Multichannel surround sound systems and operations”.

Там же приводятся требования к форме и акустическим характеристикам аппаратных и уровням звукового контроля.

Малогабаритные контрольные агрегаты ближнего поля следует размещать на столешнице звукорежиссерского пульта по его краям либо на стойках, придвинутых к задней части столешницы. Даже в случае небольших аппаратных следует избегать размещения мониторов ближнего поля в непосредственной близости от передней части помещения у краев смотрового окна.

3. Некоторые рекомендации по проектированию новых и улучшению акустических свойств действующих аппаратно-студийных помещений

3.1. При проектировании нового помещения следует обратить внимание на его размещение внутри здания. Следует исключить нахождение вблизи от студии (аппаратной) источников интенсивного шума.

Например, размещение над студией репетиционного зала или коридора с интенсивным движением людей приведет к тому, что структурный звук от шагов может отчетливо прослушиваться в помещении.

Для его изоляции потребуются устройство плавающего пола над перекрытием студии и другие дорогостоящие строительные мероприятия, которых при рациональном размещении аппаратно-студийных помещений можно избежать.

3.2. При проектировании систем вентиляции (кондиционирования) следует обязательно предусматривать расчет создаваемых этими системами уровней шума. Методика таких расчетов регламентирована в СНиП 2-12 и других руководствах.

3.3. Особое внимание следует обратить на конструкцию студийных дверей. Во всех случаях следует применять двери с массивным сплошным полотном. Использование пустотелых (филенчатых) дверей не допускается.

Совет

Двери по всему контуру должны быть снабжены герметизирующими прокладками, обеспечивающими плотное прижатие дверных полотен к их коробкам. В нижней части двери следует снабдить порогами.

В тех случаях, когда устройство порогов недопустимо по пожарным требованиям, двери должны быть снабжены снизу резиновыми фартуками. Наилучший практически во всех случаях подход связан с организацией входа в помещение через тамбур.

3.4. При наличии смотровых окон необходимо предусматривать их повышенную звукоизоляцию. Следует ориентироваться на разработанные типовые узлы, эффективность которых многократно проверена на практике. Необходимо крайне внимательно подойти к герметизации всех пропусков кабельных каналов между студией и аппаратной.

3.5. Внутренняя акустическая обработка студий и аппаратных должна обеспечивать как нормативный оптимум времени реверберации, так и благоприятную структуру ранних звуковых отражений.

Во всех случаях проектирование музыкальных студий и их аппаратных должно проводиться с привлечением специалистов акустиков, имеющих реальный опыт в области студийной акустики и владеющих современными методами разработки компьютерных акустических моделей.

3.6. При акустической обработке речевых студий и их аппаратных рекомендуется:

– избегать строго прямоугольных в плане форм помещений. Квадратная форма небольших студий и аппаратных должна быть исключена. Если это возможно по планировке, то следует отдать предпочтение косоугольным формам плана;

– не размещать звукопоглощающие плиты из одинакового материала по всей площади стен и потолка. В этом случае помещение оказывается переглушенным в области средних и высоких частот, а на низких частотах повышается время реверберации, что приводит к неестественному тембру звучания.

Поэтому следует чередовать на стенах и потолке материалы с разной частотной характеристикой коэффициента звукопоглощения. Конкретный выбор этих материалов и соотношение их площадей следует определить на основании акустического расчета.

Такой подход позволит обеспечить требуемый оптимум реверберации в пределах нормируемого частотного диапазона, а также улучшить равномерность звукового поля.

Приложение Д
(справочное)

Источник: https://zakonbase.ru/content/part/64534

Системы оповещения и управления эвакуацией. Требования и рекомендации

06 Апрель 2008

С.М. Щипицын Генеральный директор ООО “Систем Сенсор Фаир Детекторc”

При пожаре система оповещения – это связующее звено между системой автоматической пожарной сигнализации и людьми. На первый взгляд звонки, стробы и сирены кажутся самыми простыми компонентами системы оповещения, однако в общественных и административных зданиях они являются единственным источником сигналов, которые призывают людей к немедленной эвакуации.

В статье представлены требования российских и зарубежных нормативных документов к таким системам, практические рекомендации по расстановке оповещателей, а также новейшие технологии определения пути выхода по направляющему аудиосигналу.

Российские нормативные требования

Общий порядок проектирования систем оповещения о пожаре определен в НПБ 104-03 “Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях”.

Нормами предусмотрено 5 типов систем оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик.

Звуковой или светозвуковой способ оповещения в виде сирен и стробоскопов используется в наиболее простых системах оповещения 1-го и 2-го типа. Характеристики оповещателей должны соответствовать требованиям НПБ 77-98 “Технические средства оповещения и управления эвакуацией пожарные.

Обратите внимание

Общие технические требования. Методы испытаний” По классификации, данной в документе, оповещатели подразделяются на световые, звуковые, речевые и комбинированные Уровень звукового давления, развиваемый звуковыми оповещателями на расстоянии 1 ± 0,05 м, должен быть установлен в пределах 85-110 дБ.

По НПБ 104-03 звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать уровень звука:

Стань участником Партнерской программы «Актив-СБ» и вы получите:   

– Рассрочку платежа на складские позиции (при условии предоставления полного пакета документов);

– Размещение компании в разделе “Монтаж”, при закупке оборудования ежемесячно на сумму более 100 000 руб;

– Кэшбэк по Бонусной программе в размере до 5% от суммы покупок

  • не менее 75 дБ на расстоянии 3 м от опове-щателя, но не более 120 дБ в любой точке защищаемого помещения,
  • для обеспечения четкой слышимости – не менее чем на 15 дБ выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении (измерения проводятся на расстоянии 1,5 м от уровня пола),
  • в спальных помещениях – не менее чем на 15 дБ выше уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении, но не менее 70 дБ (измерения проводятся на уровне головы спящего человека).

Настенные звуковые оповещатели (рис. 1), как правило, должны крепиться на высоте не менее 2,3 м от уровня пола и не менее 15 см от потолка.

В помещениях, где люди находятся в шумозащитном снаряжении или с уровнем звука шума более 95 дБ, звуковые оповещатели должны комбинироваться со световыми, допускается использование световых мигающих оповещателей.

В зданиях, где находятся глухие и слабослышащие люди, также используются световые или световые мигающие оповещатели.

Степень защиты технических средств оповещения, обеспечиваемая оболочкой по ГОСТ 14254, должна быть не ниже IP 41.

Зарубежные требования к системам оповещения

Читайте также:  Что будет, если к 12 вольтам подключить 220?

Требования отечественных норм ко многим компонентам систем пожарной сигнализации практически совпадают с национальными стандартами других стран, но по системам оповещения сохраняются значительные расхождения.

В европейских системах допускается минимальный уровень сигнала оповещения 65 дБ со снижением до 60 дБ в помещениях площадью менее 60 м2, на лестничных площадках и в отдельных точках ограниченного пространства (рис.

2, а), в помещениях с работающим оборудованием достаточно превышения уровня шума на 5 дБ (рис. 2, б), а не на 15 дБ, как в российских нормах. В спальных помещениях (рис.

Важно

2, в) уровень сигнала на уровне головы спящего человека должен быть 75 дБ, в отличие от российских 70 дБ.

По NFPA72 (Национальный свод нормативов и правил по пожарной безопасности США, редакция 1993 г.

) звуковые оповещатели устанавливаются практически в тех же пределах- не менее 90″ от уровня пола и не менее б” от потолка (1″=25,4 мм).

При установке комбинированных световых стробоскопических и звуковых устройств это требование заменяется соответствующим требованием по установке стробоскопических устройств.

В помещениях с работающим механическим оборудованием должен быть обеспечен уровень сигнала оповещения не менее 85 дБ, в отличие от уровня 75 дБ для других помещений В NFPA72 в дополнение к “общему” режиму эксплуатации системы оповещения регламентирован так называемый адресный режим.

Он используется для постов дежурных медицинских сестер, службы охраны и т.д. Требования для него значительно ниже: уровень сигнала оповещения не менее чем на 10 дБ выше среднего уровня фонового шума и не менее чем на 5 дБ выше максимального уровня шума продолжительностью по крайней мере 60 с, но не менее 45 дБ.

На эти требования можно ориентироваться при расчете системы оповещения обслуживающего персонала по сигналам предупреждения о пожароопасной ситуации, формируемым, например, адресно-аналоговыми и лазерными аспирационными СПС.

Большинство современных звуковых оповещателей от ведущих мировых производителей имеет возможность регулировки уровня звука.

Звуковые системы оповещения

Вид звуковых сигналов пожарных оповещателей
По НПБ 104-03 звуковые сигналы оповещения должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения В NFPA72 с целью устранения вероятности неправильной интерпретации тревожного сигнала вид звукового сигнала, использующегося в системах пожарной сигнализации, стандартизован.

Совет

Вид сигнала периодический, каждый период равен 4 с и состоит из 3 импульсов с паузами: звуковой сигнал 0,5 с, пауза 0,5 с, звуковой сигнал 0,5 с, пауза 0,5 с, звуковой сигнал 0,5 с, пауза 1,5 с (рис. 3).

По NFPA72 общая минимальная продолжительность сигнала – 180 с, по НПБ 104-03 СОУЭ должна функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания.

Расположение звуковых оповещателей

Количество звуковых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с требованиями НПБ 104-03.

Исходными данными для расчета в простейшем случае являются размеры помещения и минимальный требуемый уровень звуковых сигналов, который определяется типом помещения (спальное или рабочее), допустимым уровнем шума в нем и т.д. В таблице приведены типовые уровни шума от наиболее распространенных источников.

Например, для спального помещения с вытяжным вентилятором уровень требуемого сигнала оповещения должен быть не ниже (55 + 15) = 70 дБ.

Для этого сигнал оповещателя должен превышать указанное значение на величину затухания при его распространении в наиболее удаленную часть помещения Определение уровня сигнала на произвольном расстоянии производится сложением паспортного значения сигнала оповещателя (на 1 м) с величиной ослабления сигнала (со знаком “минус”) для данного расстояния. Величину ослабления сигнала в дБ на расстоянии L в метрах, относительно его величины на расстоянии 1 м от оповещателя, можно вычислить по формуле:

r = 10Lg(1/L2).

Таким образом, если оповещатель на расстоянии 1 м обеспечивает уровень сигнала 100 дБ, то на 10 м ослабление равно -20 дБ и уровень сигнала составит 80 дБ.

При использовании нескольких оповещателей в одном помещении необходимо учитывать, что величина двух равных сигналов при синфазном сложении увеличивается в 2 раза, то есть всего на 3 дБ.

При использовании одного оповещателя на несколько помещений необходимо учитывать ослабление сигнала при прохождении через двери.

По европейской методике расчета в общем случае ослабление сигнала принимается -30 дБ – для противопожарных дверей, -20 дБ – для стандартных дверей (рис. 4).

Световые системы оповещения

Подробные рекомендации по использованию световых и комбинированных светозвуковых оповещателей в отечественной нормативной базе отсутствуют.

Обратите внимание

Для решения практических задач можно обратиться к американским нормативным требованиям.

При выборе оборудования и определении мест установки световых оповещателей необходимо различать тип помещения: спальное помещение; помещение, отличное от спального, или коридор.

Расположение световых оповещателей в помещениях

NFPA72 устанавливает предельно четкие требования к общему количеству стробов и расстоянию между ними в зависимости от вида помещения, его размеров, силы света оповещателя и места его установки. На схеме 1 для помещений, отличных от спальных комнат, приведены минимальные значения силы света для 1, 2 и 4 настенных оповещателей.

При использовании двух оповещателей они должны устанавливаться на противоположных стенах; если используется более двух оповещателей, их световые импульсы должны быть синхронизированы. Синхронизация оповещателей в адресно-аналоговых системах производится автоматически, в традиционных системах необходимо использовать дополнительный провод.

В помещениях размером 80×80 футов (примерно 24,4×24,4 м) и более, где может быть больше двух оповещателей, расстояние между установленными устройствами должно составлять минимум 55 футов (примерно 16,8 м).

В помещениях, отличных от спальных комнат, настенные световые оповещатели должны устанавливаться на стенах на расстоянии от 80 до 96 дюймов (примерно 2-2,5 м) от пола и минимум б дюймов (примерно 15 см) – от потолка.

Требования к потолочным световым оповещателям (рис. 5) по силе света (в канделах) в зависимости от размеров помещения приведены на схеме 2.

Эти данные можно использовать только при установке строба в центре помещения, в иных случаях уровень силы света должен определяться исходя из помещения, размеры которого равны удвоенному расстоянию от оповещателя до максимально удаленной стены.

Когда высота потолков превышает 30 футов (примерно 9 м), регламент NFPA72 предписывает установку световых оповещателей либо на стенах, либо на специальных навесных приспособлениях, чтобы расстояние от пола до оповещателей не превышало 30 футов.

Важно

Расстояния между отдельными устройствами системы и точные места монтажа стробоскопических световых оповещателей зависят от размера и конфигурации защищаемой площади или участка. Оговоренные требования основаны на базовом расчете для помещения квадратной формы. Стробы размещаются несимметрично, а таким образом, что каждый из них обеспечивал оповещение в одной из четвертей помещения (рис.

б, а). Для данного примера работа стробов должна быть синхронизирована. Если разместить стробы по центрам стен, уровень сигналов в углах помещения будет недопустимо низким (рис. б, б). В помещениях произвольной конфигурации, за исключением коридоров, для расчета по данным схемы 2 используется один или несколько квадратов такого размера, в который полностью вписывается помещение заданной формы.

Для спальных помещений при установке настенного строба на расстоянии 24 дюйма (610 мм) и более от потолка должна быть обеспечена сила света 110 кандел и 177 кандел – при установке на расстоянии менее 24 дюймов (610 мм).

Соответственно потолочный световой оповещатель также должен обеспечивать силу света 177 кандел. В любом случае строб должен устанавливаться на расстоянии не более 16 футов (примерно 5 м) от уровня расположения подушки в горизонтальной проекции (рис.7).

Расположение световых оповещателей в коридорах

Применительно к коридорам стробы, обеспечивающие силу света 15 кандел, должны монтироваться на расстоянии не более 15 футов (примерно 4,5 м) от концов коридора. Максимальное расстояние между двумя соседними стробами не должно превышать 100 футов (примерно 30,5 м). Причем любые части коридора, в которых происходит нарушение непрерывности обзора, должны интерпретироваться как обособленные коридоры. Типовое расположение световых оповещателей в коридорах различного вида показано на рис. 8.

Звуковые указатели эвакуационного выхода

Все используемые звуковые сигналы при эвакуации представляют собой сигналы тревоги, они не дают информации ни о направлении к ближайшему пожарному выходу, ни о месте его расположения. Такая цель и не ставится при их использовании, необходимо лишь озвучить на требуемом уровне все помещения, где могут находиться люди.

Основная масса указателей аварийных выходов (аварийное освещение, маркировка, цветовой код стен и дверей, фотолюминесцентные направляющие полосы и т.д.) предполагает только зрительное восприятие.

Но такие указатели становятся малоэффективными, если часть здания полностью или частично заполнена дымом или у человека имеются проблемы со зрением.

Естественным решением становится использование специальных типов звука. Например, широкополосный импульсный шумовой сигнал с непрерывным спектром во всем звуковом диапазоне – квазибелый шум.

Источник такого звука легко и быстро определяется органами слуха человека, что делает этот метод идеальным средством для обеспечения быстрой эвакуации.

Активируемый существующей системой пожарной сигнализации источник направляющего звука, расположенный в тщательно выбранных точках, издает звуковые сигналы, позволяющие людям найти путь к эвакуационным выходам. Технологию направляющего звука используют звуковые оповещатели нового класса ExitPoint (рис. 9).

Этап эвакуации передается частотой импульсов (пульсаций) шумового сигнала.

Совет

Режим “быстрой” скорости пульсаций используется для обозначения эвакуационного выхода, режим “средней” скорости – для создания направления движения кэвакуацион-ному выходу, режим “медленных” пульсаций обозначает выход из внутренних помещений здания (рис. 10). В паузах между излучением шумового направляющего звука можно воспроизводить речевые информационные сообщения или дополнительные звуковые сигналы.

Информировать людей о том, какие действия необходимо предпринимать по мере их приближения к оповещателю, могут сообщения (например, “Выход”, “Лестница вверх”, “Лестница вниз”, “Зона укрытия”) или дополнительные сигналы: увеличивающаяся по частоте сирена (вверх по лестнице), снижающаяся по частоте сирена (вниз по лестнице), стандартный звуковой сигнал пожарной тревоги – три одночастотных импульса с паузой (см. рис. 3). Вид дополнительных звуковых сигналов позволяет человеку интуитивно определить их значение даже в стрессовой обстановке. Звуковые указатели ExitPoint не заменяют традиционные звуковые и световые оповещатели, а используются как вспомогательные устройства в системе оповещения пожарной сигнализации и ускоряют процесс эвакуации людей, находящихся в здании. Звуковые сигналы пожарных оповещателей имеют узкие спектры и практически не мешают локализации широкополосных сигналов ExitPoint. При сочетании с речевым оповещением возможно разделение оповещения по времени с указанием в тексте технологии использования направляющих звуковых сигналов ExitPoint.

В заключение следует отметить, что грамотно подойти к процессу проектирования системы оповещения в соответствии с российскими НПБ позволит использование в качестве рекомендаций зарубежной нормативной базы Применение в системах оповещения и управления эвакуацией таких новейших технологий, как направляющий звук, сможет обеспечить должный уровень безопасности людей в здании. 

Таблицы. Звуковые, световые и комбинированные оповещатели.

Источник: https://www.AktivSB.ru/statii/sistemy_opoveshcheniya_i_upravleniya_evakuatsiey_trebovaniya_i_rekomendatsii.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector