Нулевая шина: разновидности, для чего нужна
Как известно, система электропитания конечного потребителя строится по схемам, рекомендованным Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). На объект подводится силовой кабель, дальнейшая разводка происходит в распределительном щитке.
Для удобства монтажа и упорядочения линий электропитания, вводы с разными значениями объединяются в контактные группы.
Шина с фазой, нулевая шина — это контактная колодка, в которой присутствует возможность надежного подключения нескольких проводников для питания электроустановок.
Требования, предъявляемые к нулевой шине
- Для групповой сети, шина должна быть единым проводником, без возможности коммутации между ее частями.
- Сопротивление должно быть одинаковым по всей длине.
- В пределах одной групповой линии, допускается объединение проводников PE (защитное заземление) и N (рабочий нуль).При этом после разделения ввода PEN на шины PE и N, конечные потребители подключаются на разные шины.С момента разделения, линии заземления и нуля могут быть проложены в одном силовом кабеле, но проводники должны быть изолированы.
- Вне зависимости от способа подключения (трехфазное или однофазное), сечение нулевого проводника должно соответствовать сечению любого из фазных проводников. То же требование предъявляется к сечению самой шины.
- Сечение соединительных проводов от шины до конечной электроустановки, не может быть выше, чем сечение входного силового провода.
- Если шина представляет собой конструкцию с отверстиями для подключения проводников, действительным сечением считаются геометрические параметры в самой тонкой части.
- Требований по обязательному изготовлению нулевой рабочей шины из определенного металла не существует. Однако на практике, применяется медь или латунь. При расчете сечения алюминиевых шин, по отношению к медным, применяется коэффициент 1.52.
Для удобства рассмотрим однофазную схему, которая применяется в большинстве квартир многоэтажных домов. Две основные линии: фаза и нуль, присутствуют всегда. Они заводятся в прибор учета (счетчик электроэнергии), а на выходе становятся доступными для дальнейшей разводки. В зависимости от применяемой системы, может быть установлена либо только нулевая шина, либо нулевая и заземляющая.
Почему применяются разные системы заземления
- Схема, не противоречащая современным Правилам устройства электроустановок (ПУЭ): TN-S. К вам в распределительный щиток заходят три проводника (напомним, речь идет об однофазной схеме).
На установке, производящей электроэнергию (в нашем случае — трансформаторная подстанция), шина нулевая с заземлением представляют собой глухо заземленную нейтраль.Соединение с защитной землей происходит лишь в этой точке. Затем по изолированным проводникам, в щиток заводятся две шины. Эта система является самой безопасной с точки зренияНулевая и заземляющая шины разделены на уровне вводного устройства в объект. На уровне конечного распределительного щитка (группы потребителей) шины снова объединять запрещено.
В случае повреждении нулевой шины на пути от генерирующего оборудования до потребителя, заземление остается в целости и сохранности.
- Устаревшая, но широко применяемая в зданиях старой постройки схема TN-C. Заземление не выведено отдельным проводником, в щитке присутствует лишь нулевая шина.Соединять с нулем проводник заземления, запрещено Правилами устройства электроустановок.
Поэтому в данной схеме подключения «земли» в привычном понимании просто нет.
Для чего нужна нулевая шина
Силовой и нулевой провода, необходимо распределить от щитка до каждого индивидуального потребителя (или группы потребителей). Типовая схема квартирного щитка выглядит так:
Все силовые провода коммутируются защитными автоматами. А рабочий нуль соединяется с каждым потребителем напрямую. Для того чтобы выполнить групповое соединение без проблем на единственном контакте, разработана нулевая шина.
- Обеспечивается оперативное подключение нескольких равнозначных линий.
- Все контакты находятся под визуальным контролем.
- Появляется возможность эффективного использования автоматов: нулевой проводник размыкать автоматом не обязательно. Значит, коммутационное оборудование может состоять из одной линии.
- Гарантируется неразрывная цепь нуля от силового кабеля на входе, до каждой электроустановки.
- Грамотное разделение электропроводки в рамках одной системы.
- Технически правильное подключение устройств защитного отключения (УЗО), возможно лишь в случае организации нулевой шины в соответствии с ПУЭ.
Какими бывают нулевые шины
По сути, это усиленный проводник открытого типа (в контактной зоне), на который можно с помощью винтовых или иных соединителей завести нулевые проводники. Типичная конструкция — прямоугольный брусок из прочного металла с хорошей проводимостью: чаще всего латунь, или иные сплавы на основе меди.
Размещается эта контактная колодка внутри распределительных устройств. Вне зависимости от конструкции, после монтажа не должно быть доступа к токоведущим частям.
В генерирующей установке, нуль является глухо заземленным. А в точке подключения, любое прикосновение к открытым проводникам может быть опасным.
Поэтому в щитках, где после открытия крышки открывается доступ ко всем элементам, применяются относительно защищенные конструкции.
Если щиток после монтажа всегда закрыт для доступа, за исключением выключателей защитных автоматов, можно использовать полностью открытые нулевые рейки.
Такие колодки непосредственно монтируются на корпус (внутри) щитка из пластмассы, или через диэлектрические проставки, на металлическую коробку.
Поскольку большинство распределительных щитов выполнены с применением DIN реек, разумно устанавливать любое клеммное оборудования подобной конструкции.
Установив такую рейку в одном ряду с дифференциальными автоматами, несложно аккуратно подключить каждый абонентский кабель внутри щитка.
Существуют клеммы быстрого монтажа: по типу WAGO. Есть соблазн не «мудрить» с винтовыми зажимами, а выполнить соединение «по-быстрому».
Но такие зажимы не являются на 100% надежными. К тому же, качество контактов невозможно проверить визуально. Еще одна проблема — в разъемах WAGO нет возможности извлечь один проводник, не разрушив всю линейку.
Какого производителя выбрать
На самом деле, предпочтения тому или иному логотипу не связаны с качеством. Фурнитуру для монтажа электропроводки выпускают все известные электротехнические предприятия. И если у вас вся розеточная сеть, защитные автоматы и проводка, произведены фирмой IEK, ABB, Legrand или Schneider Elerctric — есть смысл нулевые рейки и шины защитной земли покупать с таким же логотипом.
Экстремально дешевые изделия «noname», могут просто треснуть при эксплуатации, обеспечив гарантированные проблемы для дорогостоящего электрооборудования.
Видео по теме
Источник: https://ProFazu.ru/provodka/montazh/nulevaya-shina.html
Нулевая шина: устройство, назначение и характеристики
Шина нулевая представляет собой один из конструкционных элементов сборных шин и применяется для подключения проводников заземления и нуля. Нулевые шины — незаменимый элемент при организации электрических сетей как переменного, так и постоянного тока.
Конструкция нулевой шины включает токопроводящую жилу и пластиковое основание, используемое для монтажа на ДИН рейку.
В токопроводящей жиле есть отверстия и зажимные болты, используемые для закрепления в ней проводников.
Отверстия и болты используются также для правильной разводки по распределительному устройству проводов нейтрали. Нулевые шины отличаются по длине, способу установки и количеству монтажных отверстий.
Чтобы создать качественное соединение и упростить сервисное обслуживание, медные или латунные устройства изготавливаются в виде целостных токопроводящих элементов. Существуют шины в корпусе и устройства заземления без корпуса, токопроводящие элементы обоих типов устройств одинаковы. Если проводник изготовлен без корпуса, его устанавливают на изоляторах.
Чтобы дифференциальная защита работала исправно, необходимо правильное подключение ее устройств и разделение в распредщите проводников NPE. В случае с металлическим щитом используется изолированный нулевой провод от корпуса.
Задачи
Область применения шин — сети постоянного и переменного тока с напряжением до 400 вольт. Их использование позволяет:
- Организовать несколько областей для присоединения нагрузок от общего ввода к проводнику нуля.
- Обустроить заземление видимого типа, которое представляет собой устройство с прозрачной крышкой, позволяющей прикрыть клеммник.
- Улучшить общий эффект от использования защитной автоматики.
- Создать условия для неразрывности электроцепи на участке с заземлением — вплоть до нагрузки.
- Разделить проводники защитного и рабочего заземления.
Характеристики
К подбору нулевых шин разработан четкий подход. Основное, на что следует обращать внимание, — сечение провода, которое не должно превышать сечения в главной заземляющей шине.
Основные технические параметры нулевых шин указаны в таблице ниже. Продукция каждого изготовителя имеет свои особенности. В данном случае рассматриваются изделия компании ЭТМ:
Параметры установки
Монтаж планки возможен на DIN-рейку, через угловые изоляторы или в электрический щиток. Монтаж может осуществляться открытым или закрытым способом.
Открытый (с видимой клеммной колодкой) — оптимальный вариант, когда есть шкаф, к которому ограничен доступ посторонних.
Закрытый способ практикуется в случае применения оборудования, подключенного к важным элементам системы (например, силовая розетка для электроустановок).
Нулевая шина: устройство, назначение и характеристики
2,00 / 1
Источник: https://220.guru/electroprovodka/zazemlenie-molniezashhita/shina-nulevaya.html
Нулевая шина — основное назначение и монтаж заземляющей шины. 115 фото современных разновидностей шин
При функционировании электрической сети в 400 Вольт не обойтись без специальной защиты — заземляющих проводников и рабочих нулей, подключаются которые через нулевую шину. Без нее сборка полноценного и отвечающего всем параметрам техники безопасности электрощитка невозможна, поэтому важно каждому владельцу высоковольтной линии знать детали монтажа нулевой шины своими руками.
Коротко о конструкции и принципе работы
Если внимательно посмотреть на фотографию нулевой шины, то можно увидеть токопроводящую жилу из электротехнической меди или латуни на пластмассовом основании. Каждая мини шина отделяется от соседней прозрачной пластиной, гарантируя безопасность и изоляцию.
Отверстия и зажимные болты в конструкции предназначены для закрепления проводников и их безопасной разводки, а посредством пластмассового корпуса устройство фиксируется на DIN рейке.
Длина изделия зависит от количества имеющихся монтажных отверстий, однако несмотря на разницу в зажимных болтах, шина всегда монолитна, что упрощает обслуживание, повышает безопасность и надежность креплений.
Также шины заземления различаются по наличию корпуса:
Нулевые шины с корпусом внутри не отличаются от «оголенных» аналогов, а внешне заключены в специальный пластмассовый блок, который в большинстве случаев с трех сторон выполнен из непрозрачного белого пластика, а с лицевой стороны с прозрачной синеватой крышкой.
Определить данное устройство заземление легко в щитке не только по продолговатой форме, но и обязательному наличию на корпусе, основании синего или голубого цвета — явного указателя на нулевой тип элемента электросети.
Подробнее о назначении
Использование заземляющей нулевой шины в системе проводке позволяет решить много важных моментов:
- Создание нескольких точек, чтобы разделить общую нагрузку от основного ввода к нулевому проводнику.
- «Открытие» механизма заземления посредством использования в конструкции прозрачной крышки, защищающей клеммы.
- Повышение эффективности и работоспособности автоматических устройства защиты.
- Обеспечение непрерывности линии от непосредственного заземления до выходной точки.
- Экономия места в щитке, так как не будет необходимости размещать несколько одиночных шин.
- Разделение проводов нулевого и фазного типа.
В целом, нулевая шина позволяет поднять безопасность функционирования сети на качественно новый уровень, однако ее использование и подключение должно быть максимально грамотным, поэтому к монтажу данного элемента электротехнической сети предъявляются особые требования.
Необходимые технические характеристики
Нормативной документацией установлены четкие требования к используемым шинам, где главным стандартом является соотношение сечения нулевого провода в главной заземляющей шине и нулевой. Точнее, диаметр жилы не должен превышать свой «главный» аналог.
При выборе важно обращать внимание на следующие конструктивные особенности:
- Типоисполнение;
- Диаметр отверстий зажимных болтов;
- Максимальный ток;
- Тип изолятора;
- Способ монтажа.
Секреты и нормы монтажа
При установке нулевой шины может быть использован один из нескольких возможных типов монтажа (соответствующий прописывается в инструкции):
- На изолятор, винтовой по центру или по краям;
- Винтовой;
- На рейку DIN;
- На G-рейку.
В свою очередь, изоляторы нулевой шины могут отсутствовать или быть корпусным, типа «стойка», комбинированным, одиночным или двойным угловым (типа » ножка»).
Ниже представлена подробная инструкция, как подключить нулевую шину, сопровождаемая пошаговыми фотографиями:
- Ознакомиться с подходящей схемой подключения щитка, найти нулевую шину на изображении (иконка повторяет общий вид устройства с пометкой «N»).
- Обесточить электрический щиток, выкрутив все находящиеся пробки или поставив автоматы в неработающее положение.
- Проверить отсутствие напряжения, поднеся к вводным проводникам индикаторную отвертку или мультиметр.
- Определить место для размещения шины в зависимости от ее конструктивных особенностей (если предусмотрена фиксация к специальным планкам, то установите необходимые в щитке, если нет — крепите через изоляторы на свободное место).
- Установить на DIN или G планку, воспользовавшись специальными фиксаторами, или непосредственно в щиток, используя винтовой тип монтажа с центра или боков (где размещен изолятор).
- Проверить надежность креплений, попробовав «расшатать» установленную конструкцию.
- Подключить проводник, идущий из устройства защитного отключения в один из зажимных болтов шины.
- Если в цепи предусмотрено два и более устройства защитного подключения, то каждый из них последовательно соединяется с шиной.
- Соединить нулевые проводники, идущие от автоматов каждой ветки сети, с соответствующей клеммой нулевого защитного устройства.
- Общий «ноль» сети соединить с крайним зажимом на нулевой шине.
- Проверить правильность и качество всех произведенных соединений.
- Включить подачу электричества.
В процессе работы важно следовать правилам техники безопасности:
- Монтировать только при отсутствии тока в жилах;
- Использовать специальные зажимы, клеммы, а не самодельные «скрутки»;
- Обеспечить хороший контакт проводов, при необходимости подрезать и зачистить их концы;
- Не допускать наложения, скруток, обломов и преломления проводов;
- Не пренебрегать маркировкой проводников любым доступным способом (цветом, подписью, знаками).
Нулевая линия — неотъемлемая часть любой электрической сети, поэтому важно правильно организовать ее функционирование внутри щитка. Нулевая шина обеспечит порядок и возможность последовательного подключения всех контактов, чтобы обеспечить безопасное, комфортное и полноценное пользование электроэнергией.
Фото нулевой шины
Источник: http://electrikmaster.ru/nulevaya-shina/
Нулевая шина в щитке
Нулевая шина необходима для того чтобы выполнить подключение заземляющих проводников (PE) и рабочих нулей (N).
Область применения данной конструкции — сети постоянного или переменного тока с напряжением, достигающем 400 Вольт.
На сегодняшний день представить сборку электрического щитка без применения специальных шин практически не возможно, поэтому в этой статье мы решили рассмотреть устройство и назначение нулевой шины.
Конструктивные особенности
При детальном рассмотрении конструкции, можно заметить, что она представляет собой токопроводящую жилу и основание, изготовленное из пластика, которое предназначено для установки на DIN рейку.
На фото внешний вид НШ:
Токопроводящая жила содержит в себе отверстия и зажимные болты, для фиксации проводников в ней, а также аккуратной и безопасной разводки внутри распределительного устройства проводников N. Различаются между собой НШ как способом монтажа (корпусом), так и количеством монтажных отверстий, соответственно длиной.
Для обеспечения качественного соединения, а также упрощения дальнейшего обслуживания, шина выполнена единым токопроводящим элементом достаточного размера из электротехнической меди или латуни. С различным количеством болтовых зажимов, к которым подводят нулевые (N) проводники.
Различают НШ в корпусе и шины заземления без корпуса, внешне токопроводящие элементы идентичны. Нулевую шину изготавливают в корпусе или устанавливают изолятор.
Для правильного функционирования устройств дифференциальной защиты необходимо правильно произвести их подключение, а в распределительном щите разделить проводники N от PE.
В случае металлического щита, это можно произвести только изолировав нулевой проводник от корпуса.
Назначение
Применение нулевой шины даёт возможность решать несколько очень важных проблем:
- Прежде всего, можно создать сразу несколько точек для осуществления подключения нагрузок от общего ввода к проводнику нулевого типа.
- Провести заземление видимого типа, устройством с крышкой, выполненной из прозрачного материала, которая закрывает клеммы.
- Значительно повысить эффективное использование защитных автоматических устройств.
- Обеспечить неразрывность цепи на участке от заземления до конкретной нагрузки.
- Выполнить важное условие, которое предусматривает раздел проводов нулевого (защитного) и рабочего типов. О том, как разделить PEN проводник. мы рассказывали в отдельной статье.
Характеристики
Сейчас установлены очень чёткие требования к выбору нулевых шин. Самое важное правило — это не превышение сечения провода аналогичного показателя в ГЗШ.
Чтобы вы понимали, существует возможность ввода в ящик от одного и до четырёх десятков проводов.
К примеру, для варианта 3 на 40 предусматривается провод, сечение которого достигает 3 миллиметров при максимально допустимом подключении четырёх десятков.
Что касается технических характеристик, некоторые из параметров мы предоставили в таблице ниже. У каждого производителя свои конструктивные особенности и характеристики нулевых шин. Для примера мы взяли продукцию компании IEK:
Правила установки
Монтаж НШ возможен как на специальную рейку, так и в электрический щиток. Предусмотрены варианты установки как закрытым, так и открытым способом.
Открытый способ прекрасно подходит для шкафа, который будет закрытым для доступа посторонних лиц. Закрытый вариант используется в ситуациях, когда применяется оборудование, подключаемое к очень важным элементам.
В качестве примера можно привести розетку силового типа для различного электрического инструмента.
На видео ниже наглядно показывается, как установить НШ на DIN-рейку и как ее можно надежнее зафиксировать:
Вот мы и рассмотрели устройство и назначение нулевой шины. Надеемся, информация была для вас полезной и интересной!
Наверняка вы не знаете:
Как быть если нет нужных нулевых шин в наличии?
Источник: http://electricremont.ru/nulevaya-shina-v-shhitke.html
Особенности применения нулевых шин — для чего нужна нулевая шина и как она подключается правильно (видео, инструкция + 125 фото)
Нулевая шина – это одна из деталей шин сборного типа, которая используется в процессе соединения нуля и заземления. Заземляющие шины нулевого типа, являются обязательными во время обеспечения электрических сетей.
Конструкция
Прежде чем разобраться с тем, как подключить нулевую шину, следует внимательнее изучить конструкционные характеристики описываемого элемента. Нулевая шина представлена в виде жилы, отвечающей за проведение тока, её основа создана из пластмассы и задействуется для установки на DIN планку.
В проводящей ток жиле, присутствуют выемки и болты зажимного типа, они задействуются для фиксирования проводников шины, а также обеспечивают качественную внутреннюю разводку прибора распределения.
Описываемые шины разнятся друг с другом следующими элементами:
- наличием и отсутствием корпуса;
- числом установочных отверстий;
- длиной.
Детальнее, с конструкцией нулевой шины можно ознакомиться на фото.
Характеристики
Сегодня присутствуют чётко обозначенные требования касательно выбора шин нулевого типа. Главное требование заключается в том, чтобы не превышалось сечение провода этого же значения в ГЗШ. Отмечают, что в ящик можно ввести от 10 до 40 проводов.
Применение
Нулевые шины с корпусом и без, позволяют справиться с рядом важных задач:
- присутствует возможность образования одновременно нескольких точек, которые позволят подключить нагрузки от ввода к нулю;
- удается выполнить заземление видимого типа, используя прибор с крышкой, изготовленной из просвечивающегося материала, которая способствует закрытию клемм;
- наблюдается увеличение эффективности применения автоматических приборов защитного формата;
- удается создать неразрывную цепь в зоне от заземления до определенной нагрузки;
- выполняется условие, отвечающее за разделение проводов.
Особенности установки
Открытый метод монтажа (видна клеммная колодка) считается актуальным при наличии шкафа, с минимальным доступом со стороны посторонних. Закрытый метод применяется при использовании устройств, подключенных к основным составляющим системы (к примеру, электрическая установка).
В любом случае, чтобы была подключена нулевая шина на изоляторах, требуется следовать такой инструкции:
- изучить присутствующую схему функционирования щитка и отыскать на картинке нулевую шину (представлена в виде значения N);
- открутив пробки и установив автомат в нефункционирующее положение, осуществляется обесточивание электрического щитка;
- к проводникам ввода подносится отвертка индикаторного типа или мультиметр, и выполняется проверка наличия напряжения;
- учитывая конструкционные особенности нулевой шины, определяется участок для её расположения (если фиксация шины осуществляется с помощью специальных реек, то требуется выполнить их установку в щитке, если подобная фиксация отсутствует – крепеж выполняется сквозь изоляторы на незанятый участок);
- используя специальные фиксаторы, нулевую шину требуется смонтировать на DIN планку;
- прочность крепления проверяется за счёт выполнения «расшатывания» установленной конструкции;
- осуществляется подключение проводника, который идет из прибора защитного отключения к одному из зажимных болтов, расположенных в нулевой шине;
- если в цепи присутствует несколько приборов защитного подключения, то все они подвергается поочередному соединению с шиной;
- нули, которые идут от автоматов всех веток сети, соединяют с нулей клеммой защитного прибора;
- общий «ноль» сети соединяется с расположенным на шине, крайним зажимом;
- выполняется проверка качества каждого соединения;
- включается подача электрической энергии.
В случае отсутствия даже минимальных навыков работы с электрическими сетями, рекомендуется обратиться за помощью к специалисту, которая за небольшую плату в короткие сроки выполнить всю необходимую работу.
Фото применения нулевых шин
Источник: https://electrikexpert.ru/osobennosti-primeneniya-nulevyx-shin/
Шина нулевая изолированная: конструкция и характеристики
При монтаже щитового оборудования необходимо соблюдать последовательность подключения фаз к большинству располагаемых в щите устройств. От этого зависит, например, направление вращения двигателей. Нулевой же проводник (N) является общим для всех аппаратов, входящих в состав шкафа.
Поэтому имеет смысл сосредоточить требуемое количество разъемов в одном или нескольких местах щита, чтобы быстро выполнять его разводку. Для этого и применяется шина нулевая изолированная. Такой подход в наибольшей степени соответствует модульной концепции построения распределительных шкафов.
Помимо этого, шина нулевая на din рейку используется для подключения защитных (PE) проводников, подразумевающих свое зануление.
Конструкция и маркировка
Равно как и другие устройства этой категории, изделие выпускается в различных модификациях, что отражается в ее маркировке. Если не принимать во внимание аббревиатуру ШНИ, расшифровываемую как шина нулевая изолированная, устройство в своем обозначении может иметь следующие символы:
- количество угловых изоляторов указывается цифрой после буквы «У» (У1 или У2);
- литеры «Д», «С» и «КС» указывают на дин-изолятор, тип «Стойка» и их комбинацию, соответственно;
- буква «К» свидетельствует о наличии у изделия корпуса, также размещаемого на DIN-рейке;
После этих литералов могут следовать буквы, характеризующие цвет детали, например «С» обозначает синий цвет, а «З» указывает на зеленый.
Конструктивно все модели устройств состоят из проводника прямоугольного сечения, 6Х9 мм2, к примеру, с просверленными в нем контактными отверстиями, для вставки проводов. Перпендикулярно каждому отверстию нарезана сквозная резьба для передвижения зажимного винта. Все детали выполняются из электротехнической латуни и покрыты самозатухающим пластиком для повышения безопасности эксплуатации.
Основные характеристики детали
Учитывая простоту конструкции и однозначность применения, к изделию не предъявляются особые требования. При выборе нужно учесть лишь следующие его свойства:
- номинальный ток может достигать 125 А:
- количество контактных отверстий и их диаметр;
- габариты изделия (от 12 до 48 модулей, если речь идет о модульной конструкции):
Помимо этого, большинство моделей способны работать в диапазоне температур от -40 до 50оС при относительной влажности, не превышающей 90 %.
Остается отметить, что вне зависимости от конструкции и эксплуатационных характеристик, шина нулевая на din рейку требует оконцевания сопрягаемой с ней проводкой.
Для этого используются специальные наконечники (гильзы), устанавливаемые на торцы многожильных проводников методом опрессовки.
Работа без применения этих приспособлений, в принципе, возможна, но качество контакта и удобство монтажа не опрессованных концов оставляет желать лучшего.
Источник: http://imagestun.com/shina-nulevaya-izolirovannaya-konstrukciya-i-xarakteristiki/
Шины нулевые в корпусе на DIN-рейку. Серия VC
Для чего же нужна нулевая шина?
По правилам электрического монтажа запрещается «разрывать» нулевой провод на всем протяжении от места ввода в щит до нагрузки. Разорвать нулевой провод допускается только вместе с фазным проводом, при помощи двухполюсного автомата. К нулевой шине подключается общий нулевой провод и далее разветвляется ко всем нагрузкам, таким образом, каждая нагрузка имеет «неразрывный ноль».
Кроме этого существует требование разделять «рабочий нулевой» провод и «защитный нулевой» провод после ввода в шкаф. Для этого используются две изолированные друг от друга шины, к одной подключается нулевой провод (N), а к другой провод заземления (PE). Разделение «PEN» проводника на «PE» и «N» проводники способствует повышению эффективности от использования аппаратов защиты.
Зачем нулевой шине корпус?
Если в одном шкафу установлено несколько УЗО и они подключены к одной шине, то при утечке тока в одной из групп нагрузки, будут отключены все группы независимо от того в какой из них произошла утечка тока. Чтобы избежать ситуации, когда из-за утечки тока в одной группе отключаются все, УЗО необходимо подключать к разным «независимым» нулевым шинам.
Нулевые шины серии VC конструктивно состоят из 2-х или 4-х изолированных друг от друга латунных шин, закрепленных между двумя изоляторами и закрытых прозрачной крышкой из самозатухающего пластика. Каждая шина рассчитана на ток до 125 А.
В итоге нам не нужно устанавливать множество раздельных нулевых шин, а можно установить компактную нулевую шину в корпусе, которая способна заменить несколько отдельно стоящих шин.
Как можно закрепить нулевую шину в корпусе?
Монтаж нулевых шин серии VC осуществляется двумя способами:
- Винтами на монтажную плату или любую другую плоскую поверхность;
- На DIN-рейку стандарта 35 мм.
Что в итоге дает нам использование нулевой шины в корпусе?
- Создать несколько точек подключения нагрузки к нулевому проводнику в месте общего ввода;
- Обеспечить видимое заземление благодаря прозрачной крышке, закрывающей клеммы;
- Повысить эффективность от использования аппаратов защиты;
- Обеспечить неразрывность провода заземления до каждой нагрузки;
- Выполнить требование по разделению «нулевого рабочего» и «нулевого защитного» проводов.
Технические характеристики нулевых шин серии VC:
VC-207 | 2 | 2 отв. ∅ 7,5 мм | 5 отв. ∅ 5,3 мм | 125 А | 45х65х51 |
VC-211 | 2 | 2 отв. ∅ 9 мм | 7 отв. ∅ 5,3 мм2 отв. ∅ 7,5 мм | 45х100х51 | |
VC-215 | 2 | 2 отв. ∅ 9 мм | 11 отв. ∅ 5,5 мм2 отв. ∅ 7,5 мм | 45х132х51 | |
VC-407 | 4 | 2 отв. ∅ 7,5 мм | 11 отв. ∅ 5,3 мм | 87х65х50 | |
VC-411 | 4 | 2 отв. ∅ 9 мм | 7 отв. ∅ 5,3 мм2 отв. ∅ 7,5 мм | 87х100х50 | |
VC-415 | 4 | 2 отв. ∅ 9 мм | 11 отв. ∅ 5,3 мм2 отв. ∅ 7,5 мм | 87х132х50 |
Чертежи нулевых шин серии VC:
VC-207: | VC-211: | VC-215: |
VC-407: | VC-411: | VC-415: |
Источник: http://www.roskip.ru/shini-nulevie-v-korpuse-seriya-VC
Как быть если нет нужных нулевых шин в наличии?
Здесь описываю недавний случай, как нам пришлось выкручиваться из ситуации, когда не оказалось в наличии специальных нулевых шинок.
Клиент купил встраиваемый шкаф фирмы ABB Mistral на 24 модуля. Это крутой и очень удобный щиток, но с ним в комплекте шла одна большая шина для заземления и еще одна большая нулевая шина. Так как в щитке планировалось установить три УЗО, то соответственно нам нужно было три маленьких нулевых шины вместо одной большой.
В данном типе шкафов идут специальные планки, на которые крепятся все шины в специальных корпусах. Что-то подобрать сюда от других производителей нельзя, так как просто не возможно будет их установить на планку.
Также в самом щитке не оказалось ни одного свободного модуля, куда бы можно было разместить обычную шину с креплением на DIN-рейку.
Такие нулевые шины для шкафов ABB Mistral в Самаре можно купить, но они идут под заказ и ждать нужно было 1-2 недели. Времени у нас столько не было, поэтому нам пришлось включать смекалку и как-то выходить из сложившейся ситуации.
Нам вместо одной большой шины NK/S26 нужно было три маленьких NK/S06. Они показаны на фото ниже.
У нас в наличии была только одна большая шинка NK/S26. Ее корпус легко открывается и внутри находится обычная латунная шинка с болтиками на 26 отверстий.
Она в корпус ложится сверху и не гуляет в нем по сторонам, так как в корпусе есть перпендикулярные перегородки. Благодаря этим перегородкам болты шины не позволяют ей играть вправо-влево.
На фото ниже видно в сером корпусе эти поперечные перегородки.
Клиент сразу сам предложил существующую латунную шину распилить на три части. Я же решил, что стоит купить три коротенькие шинки и вставить их в корпус. Конечно же я их купил, но как оказалось, они не хотели вставать надежно в серый корпус между перегородками. Поэтому я согласился с клиентом и распилил одну большую шину на три части, удалив лишние участки.
Первая отпиленная часть шины готова и установлена на место…
Вот все отпиленные латунные шинки в общем корпусе. Подгонял я эти отрезки так, чтобы они надежно вставали на перегородки и существующие болты не давали им ходу вправо – влево. Как видите на фото ниже диаметр отверстий в них разный и поэтому просто так садиться на места шины не хотели. Нужно было их подгонять и подбирать по расстоянию между болтами.
На нижнем фото хорошо видно, что шинки в перегородках лежат очень надежно.
Затем я закрыл корпус и стал проводить эксперимент, смогут ли отрезанные шинки выйти из пазов и коснуться друг друга. На фото ниже видно, что прогал между шинами составляет по три отверстия.
Вид сверху куда заводятся провода…
Полученную нулевую шину “три в одном” я вертел, тряс и переворачивал очень настойчиво. Шинки как стояли на своих местах, таки остались стоять. Поэтому сделал заключение, что данная нулевая шина работать будет и ее можно использовать.
Вот она уже стоит в щитке…
Отсутствие нужных материалов на складах в нашем городе позволяет нам развиваться, проявлять смекалку и экспериментировать. Поэтому мы такие умные )))
Источник: http://sam-sebe-electric.ru/raspredelitelnyj-shchit/157-kak-byt-esli-net-nuzhnykh-nulevykh-shin-v-nalichii
Нулевая шина: конструкция, характеристики
С помощью нулевой шины выполняется подключение и заземление проводников (обозначаемых PE), а также подключение рабочих нулей (N).
Такие схемы и конструкции применяются при работе с силовыми кабельными линиями на напряжение примерно 400В. Современная сборка распределительного электрического щита не происходит без использования предусмотренных для этого шин.
Данная статья поможет разобраться в особенностях и условиях применения нулевой шины.
Особенности конструкции
Детальный осмотр нулевой шины покажет, что она состоит из жилы, проводящей ток, расположенная на пластиковом основании, которое используют под монтаж DIN рейки.
Фиксация проводников в токопроводящей жиле выполняется с помощью специальных зажимных болтов и отверстий в жиле, благодаря правильно выполненной и безопасной разводке проводников N в распределительном устройстве.
Среди нулевых ниш существуют различия, в основном это способ монтажа, а также количество и длина отверстий при монтаже.
Нулевая шина, которая имеет достаточные габариты токопроводящих деталей, выполненных из латуни или электротехнической меди, гарантирует не только качественное соединение между собой, но и качественную эксплуатацию. Для этого также необходимы разного диаметра болты в достаточном количестве, к которым подведены проводники N.
Другие варианты отличия нулевых шин – это шины, выполненные в корпусе и без, сама токопроводящая конструкция не отличается от другой. Нулевую шину можно поместить в корпус или же снабдить изолятором.
Для правильной работы такой системы подключение необходимо выполнять, разделив проводники N от PE в распределительном щите.
При монтаже в металлическом электрощите это делать можно только после изоляции N-проводника от корпуса.
Применение
Использование нулевой шины позволяет решать сразу несколько важных задач:
- Создание одновременно несколько точек подключения нагрузок от общего ввода к проводнику N.
- Использование прозрачных материалов для крышки, которая закроет клеммы, чтобы заземление было видимым.
- Повышение эффективности при работе с УЗО.
- Обеспечение неразрывной работы цепи от точки заземления до потребителя.
- Позволяет грамотно разделить проводники N и PE.
Параметры
Существуют определенные требования при выборе шин N, самое главное требование выбор правильного сечения провода, который не будет превышать размеры сечения главной заземляющей шины. В один щит можно ввести порядком 40 проводов. Если нам нужен провод под размеры 3 на 40, то используется провод с сечением 3мм при допустимом пределе 40 подключений.
Если рассматривать технические параметры, можно детально ознакомиться с ними в таблице ниже. Каждый производитель имеет свои технические отличия и характеристики для шин N. Эти различия можно заметить в таблице, в которой используется продукция компании IEK:
Способы монтажа
Выполнения монтажа нулевой шины выполняется непосредственно в электрощит, при невозможности – на специальную рейку.
Открытый способ монтажа предусматривает доступ к электрощиту для ограниченного круга лиц, выполняющих непосредственную эксплуатацию.
Закрытый способ помогает защитить важные подключения от внешних воздействий, повреждений, например под мощные электроинструменты используется розетка силового типа.
Источник: http://www.yugtelekabel.ru/nulevaya-shina-konstrukcziya-xarakteristiki.html
Основные виды и типы электротехнических шин
30 ноября 2016 г. в 16:03, 2680
В данной статье будут рассмотрены основные виды и типы электротехнических шин и регламентирующих их производство документов.
Электротехническая шина — это проводник с низким сопротивлением (активным и реактивным), к которому могут подсоединяться отдельные электрические цепи (в низковольтных установках и сетях) или высоковольтные устройства (электрические подстанции, высоковольтные РУ и т.д.). Использование шин обеспечивает экономию площади установки, материало- и трудозатрат.
В качестве основного материала для изготовления электротехнических шин как правило используют алюминий и медь.
Производство шин регламентируется рядом ГОСТов и технических условий:
ГОСТ 15176-89 Шины прессованные электротехнического назначения из алюминия и алюминиевых сплавов. Технические условия.
В ГОСТе регламентируются параметры, в соответствии с которыми должны изготовляться алюминиевые шины — толщина, ширина, длина, площадь поперечного сечения, диаметр окружности и соответствующая им масса на 1 метр для готовых шин.
Указываются допустимые предельные отклонения от указанных величин, марки алюминия, требования к качеству, внешнему виду, механическим и электрическим параметрам. Приводятся правила маркировки, упаковки и приема шин данного типа.
ГОСТ 434-78 Проволока прямоугольного сечения и шины медные для электрических целей. Технические условия. В стандарте указаны номинальные размеры и расчетные сечения медных шин, марки меди, удельное электрическое сопротивление и предельные отклонения размеров.
Приводятся допустимые длины шин и массы бухт, а также возможные отклонения от данных величин. Предъявляются требования к материалу изготовления шин, внешнему виду готовых изделий (допустимые дефекты, цвета).
Изложены правила упаковки, транспортировки и хранения, приемки и испытаний.
ГОСТ 10434-82 Соединения контактные электрические. Классификация. Общие технические требования.
Приведена классификация контактных соединений по таким параметрам как: область применения, климатическое исполнение и категории размещения электротехнических устройств, конструктивное исполнение.
Указаны требования к конструкции, электрическим и механическим параметрам, надежности и безопасности в зависимости от классификации. Даны ссылки на ряд сопутствующих ГОСТов.
ГОСТ 8617-81 Профили прессованные из алюминия и алюминиевых сплавов. Технические условия. Приведена классификация профилей данного типа (по типу, по состоянию материала и типу прочности).
Даны ссылки на ГОСТы с номинальными размерами, указаны величины предельных отклонений.
Описаны технические требования к маркам алюминиевых сплавов для изготовления профилей, к механическим свойствам, допустимым дефектам, качеству поверхности и внешнему виду готовых изделий. Описаны условия транспортировки и хранения, правила приемки, методы испытаний.
ТУ 1-5-009-80 Шины электротехнические из алюминиевых сплавов.
Источник: https://www.elec.ru/articles/elektrotehnicheskie-shiny/