Что такое кросс-модуль и зачем он нужен?

Кросс-модуль: что это такое, выбор, применение

При электромонтажных работах очень многое зависит от удобства и надежности коммутационных соединений. Скрутка не обеспечивает надежного стыка, а соединение с использованием болтовых элементов не всегда удобно. Поэтому для этих целей применяют кросс-модуль, который также называют модульным распределительным блоком (РБ).

Модельный ряд BLOX

Для чего нужен распределительный блок

Основное назначение кросс-модулей – обеспечить коммутационную коммутацию участков электроцепи, например, когда от одного входа необходимо запитать несколько линий. Ниже, в качестве примера, показана фотография распределительного щита с установленным РБ.

Пример использования кросс модуля (отмечен зеленым), установленного на дин рейку в электрическом распределительном щите:

Пример использования кросс модуля

Конструктивные особенности

Конструкция модулей зависит от их назначения. При электромонтажных работах для кросс-коммутации используются следующие РБ:

  • для нулевой шины (PEN);
  • фазные (L);
  • комбинированные (L+PEN).

Конструкция первых самая простая: в пластиковом корпусе размещают медную шину, места креплений разделены перегородками (из того же материала что и корпус), провода к шине крепятся при помощи винтов.

Размеры кросс модулей Leg (Легранд) для нулевой шины: «A» – 2×7 и «B» – 4×7 присоединений

Конструкция фазных модулей практически не отличается от предназначенных для нулевой шины, за исключением используемых материалов, поскольку они должны выдерживать определенную токовую нагрузку. По этой же причине корпус таких конструкций изготавливается из термостойкого самозатухающегося пластика.

Изображение кросс-модуля IEK (ступенчатый корпус L-PEN)

Что касается комбинированных конструкций, то они представляют собой два предыдущих типа, объединенных в едином корпусе.

То есть, с их помощью можно одновременно коммутировать как ноль, так и фазу (фазы).

Обратите внимание

Заметим, что использование таких модулей в электрических распределительных щитах с большим количеством разветвлений будет наиболее оптимальным решением.

Фото комбинированного четырех полюсного кросс-модуля

Практически все  производители снабжают контактор откидной крышкой для обеспечения защиты контактов от попадания на них посторонних предметов. Некоторые делают ее прозрачной, благодаря чему можно оценить состояние контактных групп, не снимая крышку.

Следует заметить, что кросс-панели применяются не только для разветвления электроцепей. Существуют устройства для кросспостинга (коммутации) цифровой сети на витой паре или оптоволокне.

Оптический кроссовый модуль на 32 порта SC (LC duplex)

Такие устройства устанавливаются в специальные конструкции – кроссы, где имеется плоский профиль (стрейф) для крепления плинтов (модулей) на определенное количество пар.

Телефонный многомодульный кросс пристенного типаНастенный пыле- влагозащищенный кросс (КПВ) для оптоволокна с несколькими APC-320SC/APC ССД ВОКС-Б модулями

На что обращать внимание при выборе

В первую очередь, на что необходимо обращать внимание, –  максимальную токовую нагрузку распределительного блока (она не должна быть ниже допустимой).

Например, если разводится кабель, выходящий со входного трехфазного автомата на 63 А, то правила установки указывают, что  для коммутации необходим модуль на 3 фазы не менее 63 А.

Если быть точным, потребуется устройство на 4 полюса (3 под фазы, 1 под ноль).

Помимо этого, для обеспечения комплексной безопасности рекомендуется купить защиту на линейную сторону кросса, для чего используются модули защиты по напряжению и току МЗК (интеркросс).

Также не маловажен производитель, рекомендуем кросс модули Schneider Electric (Шнайдер Электрик), IEK (ИЕК), APC, DLE, BRT, Krone, ABB и т.д. Заметим, что отечественные фирмы выпускают не менее качественную продукцию.

Важно! Все электрооборудование подлежит сертификации (в обязательном порядке), поэтому отсутствие сертификата говорит о контрафактной продукции, качество которой сомнительно.

Обоснованность использования

Существует мнение, согласно которому, когда осуществляется сборка электрощита, лучше не использовать модули для кроссировки кабеля, поскольку они снижают полезное место в распределительном щите, то есть загромождают его. Помимо этого увеличивается стоимость оборудования.

Определенная справедливость в таком утверждении есть, особенно учитывая что общая цена системы хоть и незначительно, но вырастет. С другой стороны, применение кроссовых модулей дает несомненные преимущества, рассмотрим их:

  • аккуратность монтажа, чтобы было понятней, ниже приведено фото, на котором изображены распределительные щиты с применением кросс-модулей и без. Обозначать каждый из них нет необходимости, разница наглядно видна.

Наглядный пример: что дает использование кросс-модулей

Из фотографии сразу становится понятно, где будет легче разобраться со схемой распределительного щита или, при необходимости, провести перекоммутацию линий. Так что в данном случае эстетичность вполне обоснована;

  • низкая вероятность КЗ, в многополюсных блоках контактные группы отделены перегородками. Обратим внимание, что несмотря на это, все электромонтажные работы необходимо проводить только при обесточенном оборудовании;
  • крепление провода к шине обеспечивает надежный контакт, что исключает нагрев в месте соединения;
  • разнообразие моделей, позволяющих реализовать схемы соединений любой сложности.

Крепление

Закрепить кросс-модули можно саморезами или установив их на дин-рейку. Последний вариант наиболее удобен, поэтому при монтаже отдают предпочтение именно ему. Данный тип крепежного устройства позволяет установить разнотипные электрические устройства, если принимать во внимание их размеры и наиболее оптимальный вариант прокладки проводов.

На Din-рейку могут быть установлены разнотипные устройства

Использование DIN-реек позволяет компактно установить все устройства и, при необходимости, организовать их многоуровневое размещение, что позволяет рационально использовать пространство в распределительном щите.

Пример использования.

Приведем пример, как схема электрощита может быть упрощена благодаря применению кросс-модулей. Допустим, нам необходимо от трехфазной входной линии организовать многоуровневую электросеть по всему зданию. Значит, нам следует от входного автомата выполнить разводку на УЗО для подключения каждой линии.

Если их две или три, подсоединение можно выполнить непосредственно к клеммам автомата. Но когда их больше, все провода могут просто не поместиться в разъеме, а брать их меньшего сечения не позволяет токовая нагрузка. Проблему можно решить, сделав скрутку (что не надежно), применив болтовое соединение (неудобно) или установив кроссировочный модуль (четырехполюсный).

Такое решение будет наиболее оптимальным – устройство не занимает много места и позволяет коммутировать как нулевой, так и фазные провода. Нет необходимости устанавливать клеммные распределители, где к одному контакту подводятся несколько проводов, что создает проблемы при необходимости проверки линий электропитания или их перекоммутации.

Важно

Кросс-модуль позволяет выполнить коммутацию без изменения монтажной схемы, а также положения Din-реек и электроприборов, что довольно удобно.

Источник: https://www.asutpp.ru/kross-modul.html

Кросс модуль (характеристика, применение, установка)

Когда проводятся электромонтажные работы, практически всегда требуется соединение подводящих и отводящих линий, чтобы подвести питание к отдельным группам. Речь идет об освещении, розетке либо каком-то мощном электроприборе.

Если просто скручивать провода, то такое соединение считается крайне ненадежным и может привести к короткому замыканию. Чтобы этого не случилось, применяются различные электроустановочные изделия, которые называют модульными распределительными блоками (РБ).

Они простые по конструкции, но, в то же время, надежные в эксплуатации. О них и пойдет речь в данном обзоре. Читайте также статью ⇒ Что такое кросс-модуль?

Характеристика элементов конструкции

Конструктивные особенности предполагают наличие определенного количества шин из металла. Все они являются изолированными и не соприкасаются между собой. Изготавливаются они из различных материалов.

Для этой цели используется особая медь, с наличием определенных электротехнических характеристик либо латунь. В конструкции также присутствуют винтовые зажимы.

Используя такие устройства, можно быстро провести коммутацию проводов, имеющих различное сечение.

Кросс-модульный прибор Legrand модели 04888 отличается высоко надежностью в эксплуатации

Материалом для выполнения корпуса служит пластик, который отличает термостойкость и пожаробезопасность. Другой конструктивный элемент – откидная крышка из прозрачного пластика. Она защищает от проникновения в корпус устройства посторонних предметов.

Виды изделий

В основу разделения кросс-модульных устройств положены различные принципы. В соответствии с ними изделия бывают:

  • Нулевыми. Эта разновидность – самый простой вариант подобных конструкций. РБ заключен в пластмассовый корпус, где располагается медная шина. Разделение осуществляется с помощью перегородок. Крепление проводов производится винтами, которые приспособлены под отвертку либо гаечный ключ.

Нулевой кросс-модуль с прозрачной защитной крышкой из высококачественного затухающего ПВХ-материала

  • Фазными. Конструкция является копией предыдущего варианта. Отличие состоит в материале корпуса. Его изготавливают из более прочного пластика. Это обусловлено тем, что нагрузка на такие устройства гораздо выше, чем на нулевое.
  • Комбинированными. Единый корпус состоит из двух одинаковых частей. В таком устройстве одновременно проводится фаза и ноль.
Читайте также:  Технические характеристики провода пвс

Кросс-модульное устройство состоит из двух частей, размещенных в одном корпусе

Отличие нулевого распределительного блока от фазного варианта состоит в том, что на фазное устройство подается значительная нагрузка.

Кроме того, модели бывают:

  • однополюсные (с одной фазой);
  • многополюсные (2-4 фазы). Если используются варианты с несколькими полюсами, то с помощью них можно собрать трехфазный щит.

Одно- и двухполюсные кросс-модульные устройства обозначены литерами соответственно А и В

Различаются кросс-модульные приборы также в зависимости от сечения расположенных в них проводов. По сечению провода на вводе могут быть от 16 до 185 кв. мм.

Выход содержит две и более клеммы, к которым присоединяются провода с меньшим сечением.

В связи с этим требуется подбор наиболее подходящего варианта, в соответствии со сборочной схемой распределительного щитка. Это обеспечит правильную коммутацию проводов.

В цифровых сетях используют устройства, где коммутируется витая пара или оптоволокно. Они носят название оптических кросс-модулей.

Применение кросс-модулей

С помощью такого прибора коммутируют провода, проводя электромонтажные работы в щитке. Оборудование, где используются подобные устройства, будет более надежным в эксплуатации и относится к профессиональным.

Кросс-модули позволяют повысить скорость выполнения электромонтажных и ремонтных работ

Как подключается кросс-модуль

Если не использовать кросс-модуль, то при монтаже электрощитка провода будут соединяться посредством скрутки. Такой способ надежным назвать весьма затруднительно. При подобном монтаже может произойти все что угодно, вплоть до короткого замыкания.

Более надежным и безопасным будет установка кросс-модуля, разделяющим реле напряжения и счетчик. Он занимает совсем мало места, но надежность и безопасность повышаются значительно.

При этом скрутки будут полностью отсутствовать. Помимо этого, используя такой вариант, можно быстро изменить схему распределения энергии.

Чтобы отключить от питания какой-либо участок, необходимо просто ослабить винты.

Как крепится кросс-модуль

Закрепить устройство можно двумя способами:

  1. Использование DIN-рейки.
  2. Крепление на саморезы.

Первый вариант является более удобным и современным по своему характеру. Крепление устройства с помощью DIN-рейки позволит провести компактный монтаж, связанный с самим распределительным щитом.

Положительные моменты использования РБ

Некоторые электромонтеры говорят о том, что распределительные блоки не нужны, поскольку они занимают дополнительное место и их приобретение связано с дополнительными расходами. Такое утверждение является несостоятельным. Свидетельством этому служит ряд выраженных достоинств, связанных с использованием кросс-модульных изделий:

  • Эстетическая составляющая устройства. Модуль, установленный с помощью DIN-рейки, отличается презентабельным внешним видом. Особенно это актуально для частных построек. Выглядит все компактно и аккуратно, как-будто расположено на своем месте.
  • Конструкция предполагает наличие мощной контактной шины. Применяя кросс-модуль, даже человек без достаточного опыта в большей степени застрахован от ошибок при проведении электромонтажных работ, связанных со сборкой щитка. Новичкам они будут хорошими помощниками.
  • Все крепления характеризуются надежностью. Проводники закрепляются так, как это требуется для качественного производства работ.
  • Сечения используемых проводов представлены в широком диапазоне.
  • Точки подключения характеризуются большим числом и возможностью использования проводов, имеющих наконечники.
  • Можно проводить визуальный контроль, позволяющий судить о качестве коммутации проводов.
  • Применяя подобные устройства, можно добиться формирования упорядоченной структуры в электрощитке.
  • Использование РБ сопряжено с определенной безопасностью. Наличие прозрачной крышки исключит возможность касания монтера к узлам под напряжением.
  • Допускается возможность крепления непосредственно на монтажную плату.

Правила выбора

Для того, чтобы устройство исправно, долго и надежно эксплуатировалось, требуется грамотный его выбор. При покупке следует обращать внимание на следующие моменты:

  1. Максимальная нагрузка тока распределительного блока. Следует отметить, что не допускается использование меньших установленных величин. Это является определяющим фактором в момент приобретения, сопряженным с безопасностью устройства.
  2. Хорошим моментом будет существование защиты в отношении линейной стороны кросса.
  3. Производитель. Известными игроками на рынке подобных услуг являются Schneider Electric, IEK, ABB, другие производители. Бытует мнение о том, что зарубежные модели качественнее и лучше отечественных вариантов. С этим можно поспорить. Сейчас ряд отечественных фирм наладиди выпуск не менее качественной продукции.
  4. Наличие сертификата на изделие. При покупке необходимо попросить сертификат на товар, поскольку подобная продукция подлежит обязательной сертификации.
  5. Обращается внимание на габариты устройства в соответствии с размерами электрощитка, в котором оно будет находиться.
  6. Естественно, что изделие не должно иметь внешних дефектов.
  7. Определенное влияние на выбор оказывает цена устройства. Вариантов существует большое количество и каждый выбирает себе модель в соответствии со своими финансовыми возможностями.

Обзор производителей

В наши дни существует огромный выбор моделей кросс-модульных устройств, изготавливающихся множеством производителей и предназначенных для выполнения различных задач. Обзор некоторых марок с указанием основных технических параметров и ориентировочной стоимости представлен в таблице

Модель Производитель Основные параметры Стоимость, руб.
BRU125A Распределительный блок ABB 125А 1-полюсный ABB 1 полюс, устанавливается на DIN35 плату, сечение питающего кабеля 3х16, размеры – 66х27  2х56,5 1448,6
Кросс-модуль на din-рейку 4х7 групп, 100а шн-103 DEKRA DEKraft 4 полюса. Число клемм для подключения – 28, величина номинального тока, А — 100 580,0
Блок распределительный BRU80A 80А          1-полюсный ABB 1 полюс, Число клемм для подключения – 7, величина номинального тока, А – 80, масса, кг – 0,080. 753,0
IEK шина n «ноль» в корпусе (кросс-модуль), на din-рейку, 2х7групп: 5х5.3+2х7.5мм, 100a IEK Сечение кабеля — 5х5.3+2х7.5, величина номинального тока, А – 100, ширина, мм – 65,0, высота, мм – 45,0. 317,0

Кросс-модуль на DIN-рейку 2х15 групп 125А марки DEKraft — гарантия немецкого качества

Ошибки при установке

Часто встречающейся ошибкой является пренебрежение установкой защиты для линейной стороны модуля. Она необходима для обеспечения комплексной безопасности.

Еще одним правилом, которым часто пренебрегают начинающие монтеры, это необходимость подбора кросса по номиналу тока и количеству фаз.

Самой главной ошибкой, которая может привести к трагическим последствиям, является приобретение модуля без сертификата и каких-либо других, подтверждающих качество и безопасность, документов.

Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:

Источник: http://electric-tolk.ru/podklyuchenie-kross-modulya/

Для чего используется кросс модуль

Удобство подключение различных электрических приборов, а также соединение сетей или шлейфов сегодня стало приоритетным. Никто уже не хочет заниматься скрутками и соединениями на болтовые элементы.

Во всяком случае, стандарты это не запрещают, то электрики-то знают, что это не самый качественный стык. Поэтому, как говорится, спрос рожает предложения.

Совет

Одним из таких приборов, с помощью которого можно легко провести подключение большого количества участков или шлейфов, это кросс модуль.

Во-первых, слово «кросс» английское. Оно имеет два значения: крест и пересечение. В случае с электрическим прибором применение нашла вторая позиция. И это очень правильно отражает конструкцию модуля. Кстати, иногда его называют по-другому – модульный распределительный блок. И если в технической документации встречается аббревиатура «РБ» – это и есть кросс модуль.

Для чего необходим РБ

Основное назначение распределительного блока – это разводка электрического кабеля по участкам. То есть, получается так, что в прибор входит один вводной кабель, а из него выходит несколько проводов меньшего сечения.

Кстати, сечением может быть одинаковым у каждого выводного щлейфа, а может быть, разным. Все будет зависеть от токовой нагрузки, действующей или спланированной на каждом участке.

Короче, ввод один, выходов на потребителей несколько.

Производители сегодня предлагают несколько конструктивных моделей, которые устанавливаются на разные контуры сети.

  • На нулевую шину.
  • На фазную.
  • Комбинированный вариант.

Пример соединений с помощью кросс-модуля

Самая простая конструкция – нулевая. Это прибор в пластиковом корпусе, внутри установлена медная шина, разделенная пластмассовыми перегородками. Крепление проводов к шине производится винтами. Последние могут быть под отвертку или под гаечный ключ.

Читайте также:  Как заделывать штробы под проводку - пошаговая инструкция

Фазная конструкция точь-в-точь повторяет нулевую. Но производители при изготовлении приборов этого типа учитывают, что они будут работать при напряжении 1000 вольт под токовой нагрузкой в 500 ампер. Необходимо отметить, что такой1 аппарат изготавливается из специального пластика. Он термостойкий и самозатухающий. Как говориться, безопасность прежде всего.

Комбинированный кросс модуль – это две одинаковые части в одном корпусе. То есть, через него можно проводить одновременно и фазу сети, и ноль. Для распределительных щитов, в которых устанавливается большое разветвление по участкам и присутствует большое количество электрических приборов – это оптимальное решение. Чуть ниже будет разобрана схема такого подключения.

Источник: http://OnlineElektrik.ru/eprovodka/cabeli/dlya-chego-ispolzuetsya-kross-modul.html

​Для чего используют распределительный блок шин: сфера его применения и преимущества образца

Термин «распределительный блок шин» можно заменить аналоговым понятием «кросс-модуль», чтобы стало понятнее, для чего же он применяется в энергетической сфере.

Специальный распределительный блок шин представляет собой практически «узел», объединивший в себе множество энергетических кабелей, которые пересекаются, взаимодействуют, формируя единую и бесперебойную систему подачи энергоимпульса.

В электромонтажной сфере часто возникает необходимость выполнять разветвление главной магистрали, обеспечивая силовым импульсом все новые и новые объекты.

Например, от основного кабеля специалисты часто прокладывают отходящие линии, которые ведут к осветительным приборам помещения, розеткам или целой сети мощных электроприборов. И от того, как будет «сбалансирован» энергопоток, будет зависеть успех строительного проекта.

Подобные внедрения способны разрушить блок шин, внести перебои в работе, если к выполнению задания отнестись халатно, то есть применив ненадежные скрутки, провоцирующие со временем короткие замыкания в сети, даже возгорания.

И чтобы не допускать перегрева в сети, сбоев в системе предохранителей, лучше воспользоваться современными средствами коммутации, создавая разветвленную энергетическую сеть.

Многие специалисты рекомендуют купить распределительный блок шин четыре полюса или надежный кросс-модуль.

Как выбрать распределительный блок шин: на что обратить внимание?

Кто уже интересовался, тот наслышан о широком ассортименте рынка электроустановочных изделий. Там можно найти все: простые или мощные блоки шин на 2 или 3 полюса, отечественного или зарубежного производства. Но при таком широком разнообразии, все равно можно выделить основные признаки.

Во-первых, в каждом распределительном блоке еще на этапе разработки и изготовления предусмотрено определенное количество шин. Во-вторых, изготовителями заведомо избирается определенный материал шин, все зависит от их функционала и степени нагрузки.

В основном сегодня на рынке можно найти шины, укомплектованные пластинами из электротехнической меди, алюминия или достаточно долговечной латуни.

При выборе товара также стоит обращать внимание на мелкие комплектующие кросс-модуля, а ими считаются клеммы, винтовые зажимы, рассчитанные на разные сечения проводов. Их наличие в блоках шин 4 полюса 125а позволяет безопасно и надежно выполнять задуманную коммутацию. Сам распределительный блок находится в прочном защитном корпусе.

Обычно внешний «кожух» изготавливают их пластика, но при этом он должен обладать устойчивость к высоким температурам, стихийным возгораниям и тлениям в сети. Пожарная безопасность в энергетической сфере стоит на первом месте. Непрозрачный пластик короба кросс-модуля чередуется с откидной прозрачной крышкой.

Ее задача – защищатьраспределительный короб от внешнего механического воздействия.

Обратите внимание

И если вдруг понадобиться проверить клеммы, крепления шин, то открывать прозрачную пластиковую крышку необязательно, можно, просто первоначально сделать визуальный контроль, установить наблюдение, и если понадобиться, что уже открывать короб и принимать более радикальные меры по ремонту и восстановлению энергетической линии.

И когда решите заказать распределительный блок шин, то предварительно обратите внимание на основную классификацию данных электроустановочных изделий. Уточним, что кросс-модули могут быть нескольких видов.

Во-первых, нулевые, которые созданы для подключения нулевых проводов.

Имеются в продаже также фазные, которые способны выдерживать более высокую токовую нагрузку, поэтому их и используют в реализации крупных разноплановых проектов, где надо обеспечить не только освещение, но и мощную проводку для оборудования.

Фазные блоки далее разделяются по градации на однофазные и многополюсные. Последние могут иметь в своем комплектации от двух до четырех полюсов или фаз. И в большей степени их основной сферой применения являются трехфазные щитовые, которые могут быть укомплектованы данным оборудованием.

Третий вид распределительных блоков шин – комбинированные. Иногда они еще и заслуживают такого определения, как универсальные.

А по способу монтажа и внедрения в общую сеть определяют следующие виды распределительных блоков: однополюсные и ступенчатые.

Таким образом, зная сферу применения блоков шин 06 09 005 и их технические характеристики, сможете без проблем выбрать нужное оборудование.

Когда применяются нулевые шины и почему нельзя без них обойтись?

Нулевые шины в сфере энергетики обозначаются латинской буквой N, задействуются для присоединения нулевых рабочих проводов в щитовых блоках. Есть варианты, когда выполняется подключение защитных проводов с нулевой фазой. Они в технической литературе обозначатся РЕ.

И если возникает необходимость воспользоваться функционалом распределительных блоков шин, то в основном специалисты распределяют энергетические импульсы от одного главного источника к нескольким вероятным потребителям или объектам промышленного или технического, бытового плана. По стандарту в шине в нулевой фазой находится от двух до четырех шин, а если применить кросс-модуль, то с энергетического кабеля можно взять весь заложенный в него потенциал, потому что распределительный блок шин на 3 полюса сделает нужное разветвление проводов.

Для креплений нулевых шин обычно используют монтажные рейки, и не забывают об угловых изоляторах, которые надо подводить прямо к распределительной панели щита.

Основные функции распределительных блоков шин: назовем главные задачи установки

  1. Подключать и распределять линии с одного источника на несколько.
  2. Соединять все важные и обязательные провода заземления с основными шинопроводами и магистралями.
  3. Соединять плотно провода и другие сопутствующие элементы в единую систему.

Таким образом, распределительный блок шин 160а сегодня востребован и считается ключевым прибором, позволяющим соединять шины с разным сечением.

В итоге создается унифицированная энергетическая сеть, способная распределять энергетический импульс не все необходимые источники.

Источник: https://provotok.ru/articles/74-dlja-chego-ispolzuyut-raspredelitelnyi-blok-shin-sfera-ego-primenenija-i-preimuschestva-obrazca.html

Кросс-модули: IEK ШНК (впервые подвели с 2010) vs оригинальный LeGrand

Хе хе хе! Продолжаю рассказывать про тот самый шкаф в РадиоЦентр. Так вот уж вышло, что с этим шкафом было много интересного и полезного, и поэтому из него получается сразу несколько постов. И сегодня ещё одна история про то, как я его собрал… заказчик уже вызвал грузчиков… хех, и тут я обнаружил что мои любимые кросс-модули от ИЭКа меня подвели впервые с ~2010 года!

Когда я собирал свои первые трёхфазные щиты (да хотя бы вот этот), я увидел в Леруа кросс-модули от ИЭКа — и так на них и остался, потому что за долгие годы не было ни одного нарекания на них… пока я не начал протягивать соединения в щите в РадиоЦентр =)

Важно

Вообще, почему я использую кроссы от ИЭКа? Да потому что в те времена, когда я собирался использовать всё-всё строго от ABB, я увидел (и потом написал пост) то, что кросс-модули от АББ несколько бестолковые.

Во-первых, у них нет изоляторов между шинами (а на эти изоляторы удобно клеить маркировку фаз или шинок модуля), во-вторых, у них нет чёткой классификации по числу дырок в шине (4×7, 4×11, 4×15) и, в-третьих, они при этом всё охренеть столько стоят.

Вот кросс-модуль от ABB. Странный он. И не хочу я его использовать — не нравится он мне. Так на ИЭКе и собирал щиты.

И вот собрал я щит в РадиоЦентр с IPM (и ещё и с отключаемыми линиями). Протестировал работу и стал протягивать все соединения, в том числе и кросс-модули. И тут вдруг смотрю — ОПАНЬКИ! А в шине кросса ТРЕЩИНА!

Читайте также:  Как заземлить стиральную машину если нет заземления?

А щит просили сдать срочно, поэтому мы договорились с заказчиком о том, что он приедет, я ему покажу щит, за часа три расскажу, чего и как там устроено, а потом подъедут грузчики, которые и заберут щит. Мне оставалось-то всего лишь соединения протянуть и надписи наклеить. И тут такая засада!

Грузчиков отменили, а я стал соображать, чего делать. Бежать в магазин и менять брак — не катит. До кучи ещё оказалось, что трескалась именно вторая шинка и именно у кроссов 4×11. Значит есть риск нарваться на полностью бракованную партию кроссов: заменят тебе на кросс из той же партии — и снова будет пиздец.

Кстати, моя статистика — 302 штуки кроссов за всё время сборок щитов. И ни одного брака, кроме этого вот случая.

Скорее всего и правда попалась бракованная партия. Но, блин! У нас в щите три фазы. Там отваливание нуля чревато полной ведьмежутью.

Значится, настало время принимать суровое корневое решение: отказываться от ИЭКа и искать другие кросс-модули ему на замену. А чего искать? ABB дорого, но бестолково, и не даёт мне нужных фич (изоляторов между шинками).

Совет

Всякие Tekfor и прочие — это тот же китай, как и ИЭК. Шнайдер — это тот же ИЭК, только зелёный…

А когда-то очень давно кто-то мне говорил, что ИЭК содрали конструкцию своих кросс-модулей у LeGrand. И даже когда-то давно я щупал эти кроссы руками.

Ну? На принятие решения есть день-два, потому что заказчику в среду надо уже подключать шкаф, а на момент брака кроссов было воскресенье.

Хрен ли! Рвём в ЭлектроМонтаж и начинаем собирать кроссы по всем его магазинам втридорога (за свои деньги, естессно).

И вот щас я их и изучу как следует вместе с вами. Вот чего я накупил:

Мне же страшно! Представляете, я много лет собирал всё на ИЭКе, и уже привык к ним и руками и головой — точно знаю, что и в какую дырку влезет, в какое место щита сам кросс запихается, а в какое — нет. А тут всё новое! Ой, жуть!

Сначала смотрим на кросс сзади. В оригинальном кроссе всё так же, как у ИЭКа — есть возможность прикрепить его к монтажной панели винтами или посадить на DIN-рейку. У LeGrand гораздо более мягкий пластик, поэтому защёлкивать его на DIN-рейку — одно удовольствие! У ИЭКа с этим иногда были проблемы.

Второе, что более приятно сделано у LeGrand (и странно что это не скопировал ИЭК) — это крышка кросс-модуля. Здесь она очень гибкая и приятная на вид. Нет лишних закруглений, а закрывается и открывается гораздо легче, чем у ИЭКа. В труднодоступных местах щита это бывает важно.

Ещё удобно то, что крышка тут более прозрачная, и ты видишь то, что творится внутри кросс-модуля.

Обратите внимание

Шины самого кросса сделаны из более, кхм, латунной латуни: они имеют цвет, который больше похож на тот цвет, которым латунь и обладает. Ну, так, за то мы и денег платим, потому что LeGrand понятно что стоит дороже ИЭКа. Между шинами есть изоляторы, которые так же, как и у ИЭКа, не дадут вставить провод глубже чем надо и устроить межфазное замыкание.

Шлицы винтов у LeGrand более глубокие, и сами винты сделаны из более прочной стали. Вот смотрите, как не глубоко влезает насадка шурика в винты ИЭКа:

А теперь сравните это с LeGrand. Блин! Ну вот почему китайцы не могли отклонировать такие мелочи? У LeGrand я все винты смело могу тянуть шуриком, а у ИЭКа приходилось дотягивать отвёрткой.

Ещё у LeGrand винты сделаны так хитро, что если его вкручивать — то винт начинает немного подклинивать с середины и он сам по себе никогда не раскрутится, даже если в этой дырке нет провода и винт не закручен до упора. У ИЭКа такого нет (хотя там всего лишь, возможно, винт сделан немного коническим), и там приходится затягивать все неиспользуемые винты.

ОКей! Порадовались? Злые шинки, суровые винты, всё можно тянуть шуриком?.. Агась! А теперь добавляем ложку дёгтя. То бишь, кое-какие особенности кроссов от LeGrand, с которыми будет тяжко, если вы, как и я, переходите с ИЭКа.

Особенность первая — это то, что в крайние дырки самой дальней шинки ни хрена не лезут провода с наконечниками НШВИ на 4..6 квадратов: юбочка мешает. С другими шинками таких проблем нет. Моё решение — стараться не использовать эти дырки, а если уж пришлось — срезать юбочку у НШВИ.

Вторая особенность — это то, что не везде есть место, чтобы подписать шины кросса. Это касается прежде всего кроссов размером 4×7. Дело в том, что у LeGrand есть своя система маркировки оборудования: специальные П-образные скобочки с цифрами и буквами, которые надеваются на держатели. И у кроссов как раз такие держатели и сделаны посередине изоляторов между шинами.

И если брать кросс 4×7, то на все шины, кроме первой, я могу наклеить свои надписи вот так:

Важно

А вот около верхней шинки совсем нет места для наклейки — только для штатного LeGrand’овского маркера. Шо делать, если мне надо написать «L.ПЭФ»? Это ж я даже штатными маркерами не напишу!

Я нашёл такое решение: клеить наклейку на белый выступ корпуса кросса. Но на фотке видно, что там есть неровность от отливки корпуса. Вот я подрезаю эту неровность ножом и клею туда свой маркер (на фотке он просто прилеплен на край кросса, чтобы не потерялся).

При этом кроссы больших размеров (4×7 и 4×11) таких проблем не имеют: там изолятор шинок сделан длинным, и на нём везде есть место для наклеек и надписей.

Вот только эти две проблемы меня напугали и чуток разозлили. Но я их успешно решил и изменил стандарт приклеивания маркировки: теперь я на все кроссы буду клеить её вертикально, ребром, как вы и видели на фотках.

Ну а теперича нам предстоит адский ад! Заменить ВСЕ кроссы в щите на новые. Почему все? Да потому что нафига мне в красивом щите разнобой? Раз уж кроссы стоят все в ряд — то весь ряд и меняем.

Я промаркровал все кроссы и их шинки, сделал понятные надписи снаружи:

И стал плакать, оценив фронт работ. Вот он какой:

Щит при этом был уже начисто собран, поэтому все концы проводов были как следует уложены и убраны. Первый кросс шёл тяжело — руки привыкали к новому. Второй — полегче, третий уже на ура. Не так всё страшно: отключил все провода, аккуратно их отогнул, снял кросс, надел новый — и подключаешься заново.

И вот чего у меня получилось в итоге:

Самым злым был кросс-модуль 4×15 (второй справа). Вот там было ОЧЕНЬ много концов и пришлось повозиться. Зато потом эта возня окупилась тем, что все кроссы я легко протянул шуруповёртом, а не вручную отвёрткой!

Я остался очень доволен и быстро, не думая, во всех подсчитанных щитах поменял кроссы на LeGrand’овские, чтобы совсем отказаться от ИЭКовских кроссов. Не знаю, верно ли это или нет — но всё. Назад пути нет. Теперь буду юзать эти кросс-модули и к ним и привыкать.

Источник: http://cs-cs.net/kross-moduli-iek-vs-legrand

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector